ПРАВО.ru
Новости
28 декабря 2011, 18:09

Суд разрешил "Билайну" автоматически передавать коллекторам данные об абонентах

Суд разрешил "Билайну" автоматически передавать коллекторам данные об абонентах
Фото Право.Ru

Сотовый оператор "Вымпелком", работающий под брендом "Билайн", сумел доказать, что включение в договор условия об автоматической передаче информации об абоненте-должнике коллектору законно. Одно из региональных управлений Роспотребнадзора усмотрело в этом нарушение прав потребителей, однако арбитражный суд с этим не согласился.

ОАО "Вымпелком" пришлось в Арбитражном суде Пермского края оспаривать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (дело А50-22009/2011), которым сотового оператора обязали исключить из формы типового договора с абонентом условие о передаче информации о нем коллекторам в случае образования задолженности.

Дело в том, что согласно ч.3 ст.6 закона о персональных данных, оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу только с согласия субъекта. В случае с "Вымпелкомом" согласие содержалось в типовом договоре, а отказаться от передачи сведений о себе абонент мог, только если заполнял в офисе оператора специальное заявление (при этом в колл-центре компании "Право.Ru" сообщили, что даже в этом случае гарантировать исключение соответствующего пункта они не могут).

Роспотребнадзор увидел в этом ущемление прав потребителей, однако суд с ним не согласился. Судья Елена Аликина посчитала, что предписание в этой части должно быть признано недействительным. "В типовом договоре на оказание услуг связи „Билайн“ содержится графа, в которой абонент должен проставить свою подпись в случае согласия с условиями [о передаче данных], а также проставить знак, выражающий волеизъявление абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания. Тем самым, указанный способ выражения воли абонента на использование его персональных данных третьими лицами не противоречит закону о персональных данных", — говорится в решении суда.

***

"Вымпелком", согласно информации его пресс-службы, взаимодействует с коллекторскими агентствами на регулярной основе с 2006 года, а минимальная сумма долга, который передается в работу коллекторам, составляет 300 руб. По данным "Корпорация.ру", абоненты "большой тройки" операторов ("Мегафон", МТС и "Вымпелком", работающий под брендом "Билайн") задолжали им в общей сложности более 1 млрд руб. (в основном это роуминговые счета и счета за интернет-траффик). По оценке портала, средняя задолженность абонента-должника "Вымпелкома" составляет порядка 5000 руб.

Мария Кунле, Максим Мартышкин