Сотовый оператор "Вымпелком", работающий под брендом "Билайн", сумел доказать, что включение в договор условия об автоматической передаче информации об абоненте-должнике коллектору законно. Одно из региональных управлений Роспотребнадзора усмотрело в этом нарушение прав потребителей, однако арбитражный суд с этим не согласился.
ОАО "Вымпелком" пришлось в Арбитражном суде Пермского края оспаривать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (дело А50-22009/2011), которым сотового оператора обязали исключить из формы типового договора с абонентом условие о передаче информации о нем коллекторам в случае образования задолженности.
Дело в том, что согласно ч.3 ст.6 закона о персональных данных, оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу только с согласия субъекта. В случае с "Вымпелкомом" согласие содержалось в типовом договоре, а отказаться от передачи сведений о себе абонент мог, только если заполнял в офисе оператора специальное заявление (при этом в колл-центре компании "Право.Ru" сообщили, что даже в этом случае гарантировать исключение соответствующего пункта они не могут).
Роспотребнадзор увидел в этом ущемление прав потребителей, однако суд с ним не согласился. Судья Елена Аликина посчитала, что предписание в этой части должно быть признано недействительным. "В типовом договоре на оказание услуг связи „Билайн“ содержится графа, в которой абонент должен проставить свою подпись в случае согласия с условиями [о передаче данных], а также проставить знак, выражающий волеизъявление абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания. Тем самым, указанный способ выражения воли абонента на использование его персональных данных третьими лицами не противоречит закону о персональных данных", — говорится в решении суда.
***
"Вымпелком", согласно информации его пресс-службы, взаимодействует с коллекторскими агентствами на регулярной основе с 2006 года, а минимальная сумма долга, который передается в работу коллекторам, составляет 300 руб. По данным "Корпорация.ру", абоненты "большой тройки" операторов ("Мегафон", МТС и "Вымпелком", работающий под брендом "Билайн") задолжали им в общей сложности более 1 млрд руб. (в основном это роуминговые счета и счета за интернет-траффик). По оценке портала, средняя задолженность абонента-должника "Вымпелкома" составляет порядка 5000 руб.
Мария Кунле, Максим Мартышкин