Госдума сегодня приняла во втором и третьем чтениях скандальный закон, который серьезно ужесточает правила отчетности для некоммерческих организаций (НКО), получающих финансирование от иностранных организаций или граждан.
Группа депутатов-единороссов, в число которых входит и автор скандального антимитингового закона Александр Сидякин, внесла 29 июня в Госдуму законопроект, согласно которому НКО, получающим финансирование от иностранных организаций или граждан придется изменить статус на "выполняющих функции иностранного агента". Они предложили считать НКО, выполняющей функции иностранного агента, российскую НКО, которая получает деньги и иное имущество от иностранных государств, их госорганов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и от российских юрлиц, получающих деньги и иное имущество из иностранных источников.
НКО, занимающиеся политической деятельностью, согласно тексту документа, должны будут зарегистрироваться в Минюсте в отдельном реестре, получить статус "выполняющих функции иностранного агента", а также дважды в год отчитываться и ежеквартально предоставлять в Минюст отчеты о средствах из-за рубежа и их расходовании. Обязательному контролю будут подлежать банковские операции "агента" на сумму более 200000 руб. Кроме того, любая литература или информация, распространяемая таким НКО через СМИ и интернет, должна будет сопровождаться специальным указанием на "агентский" статус.
Такие нововведения ожидаемо вызвали критику со стороны оппозиции и правозащитников. В частности, они опасаются, что под новые правила могут попасть множество некоммерческих организаций: правозащитная ассоциация "Голос", занимающаяся мониторингом выборов в России, "Гринпис Россия", которая большинство пожертвований получает от иностранных граждан, а также фонд "Город без наркотиков".
Однако в ходе обсуждения законопроекта ко второму чтению вмешаться в законотворчество парламентариев вынужден был Президент РФ Владимир Путин, который предложил не относить к политической деятельности работу "в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества".
Предусматривается в законе и система наказаний. Так, в Уголовном кодексе появится статья, предусматривающая взыскания до 200000 руб. или лишение свободы до трех лет для лиц, создающих организации, побуждающие людей к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению ими других противоправных деяний. Предусматривается уголовная ответственность и за организацию любых НКО, посягающих на личность и права граждан.
Стоит отметить, что думское большинство отказалось менять формулировку "НКО, выполняющая функции иностранного агента", в которой оппозиция и правозащитники увидели намек на иностранных шпионов. В частности эсер Илья Пономарев предлагал называть их "НКО, получающими средства из иностранных источников на осуществление политической деятельности", коммунист Борис Кашин "НКО, получающими денежные средства и иное имущество из иностранных источников".
Однако глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, который представлял документ парламентариям, упорно отказывался вносить коррективы в документ, отмечая, что сейчас активно используются, например, такие названия как: страховой агент, рекламный агент.
В результате документ был принят во втором и третьем чтениях. За принятие этого документа высказались сразу 374 парламентария.