Профильный думский комитет по безопасности и противодействию коррупции поддержал пакет законопроектов о декларировании расходов чиновников, внесенный под занавес президентства Дмитрия Медведева. Поправки думской оппозиции относительно расширения круга "раскрывающихся" родственников, перечня декларируемого имущества и периодичности предоставления декларации отклонены.
К трем медведевским законопроектам поступило 213 поправок, но к принятию были рекомендованы только 45. И зампред комитета Эрнест Валеев свое вчерашнее выступление построил в основном вокруг причин отклонения большей части из них, причем наиболее подробно остановился на критике "очень большого круга поправок, направленных на расширение круга родственников", доходы и расходы которых указываются в декларации чиновника. В частности, депутат от ЛДПР Андрей Луговой предлагал ввести такую обязанность не только для супругов чиновника и несовершеннолетних детей, но и для его совершеннолетних детей, родителей, а также на лиц, с которыми чиновник имеет совместных детей. Группа же эсеров в лице Сергея Миронова, Николая Левичева и других предлагала ввести обязанность декларирования и для внуков, бабушек и дедушек, родителей, братьев и сестер.
"Расширение перечня лиц, обязанных представлять декларации позитивно принималось бы общественностью, — заявил Валеев, но сразу же объяснил, почему на поводу у нее идти нельзя: — Такая практика чревата существенными негативными последствиями". По его словам, они будут заключаться в том, что "широкое и публичное раскрытие информации о совершеннолетних родственниках, а также об их имуществе, доходах и расходах может быть использовано в противоправных целях".
Вторым аргументом против новеллы стала ссылка на то, что законных оснований для требования от совершеннолетних детей чиновников предоставлять декларации нет. "Правовым основанием для декларирования доходов супруга и несовершеннолетних детей чиновника является наличие у них общего имущества и родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Но с 18 лет граждане РФ самостоятельно осуществляют в полном объеме свои права и обязанности", — напомнил Конституцию Валеев.
Еще одна группа поправок оппозиции касалась расширения перечня имущества, подлежащего декларированию. В частности, депутат Луговой предлагал включить в этот список не подлежащие госрегистрации товары — предметы искусства и антиквариат. Однако она была раскритикована, так как сведения о покупке подобных предметов "практически невозможно проверить на полноту и достоверность". "Стоимость этих предметов может завышаться [или] занижаться, создавая таким образом подушку безопасности", — сказал Валеев (скорее следовало бы говорить только о занижении с целью уложиться в рамки трехлетнего дохода семьи чиновника). При этом единороссы обнаружили в инициативе Лугового и потенциальную опасность для обладателей предметов искусства. "Публикация такой информации предоставляет несомненный интерес для преступников и поэтому может повлечь опасность для лиц, подавших декларации", — заявил Валеев. Не нашла поддержки в комитете и инициатива осуществлять контроль за сделками с недвижимостью вне зависимости от стоимости объектов. "Кроме резкого увеличения количества проводимых проверок, эта мера тоже ничего не даст", — таким был аргумент против.
Третья группа поправок (коммунисты Александр Куликов, Николай Коломейцев) вводила обязанность чиновников отчитываться о своих покупках, превышающих их годовой доход с супругой, а не трехлетний, как предложил Медведев. Однако в комитете к ним отнеслись скептически, а доводы были такими же, как и в случае с недвижимостью. "[Это предложение] практически не имеет большого смысла по одной простой причине — кроме увеличения проверок ничего не даст", — заявил Валеев, отметив, что "крупные покупки, как правило, делаются за счет многолетних накоплений, и соотношение доходов и расходов только за один год в этом плане не имеет никакого практического смысла". В заключение он добавил, что в России уже есть база о доходах чиновников за последние три года, поэтому "в законопроекте вполне логично исходить из трех лет".
Однако комитет внес и поправки, "улучшающие законопроекты". К ним, в частности, парламентарии отнесли запрет на дробление одной сделки на множество мелких с целью уклониться от декларирования.
Затем большинством голосов члены комитета решили рекомендовать Госдуме принять законопроекты во втором чтении. Планируется, что их обсуждение на пленарном заседании состоится уже в октябре.
Напомним, что эти законопроекты были внесены в нижнюю палату парламента в начале апреля. Обязанность декларировать крупные расходы на покупку недвижимости, транспортных средств и ценных бумаг, превышающие доход супругов по основному месту работы за три года, вводится для государственных и муниципальных служащих, для лиц, занимающие должности в госкорпорациях, а также для их супругов и несовершеннолетних детей. В случае превышения доходов над расходами чиновник должен будет рассказать об источнике получения денег, а также обосновать законность их получения.
Основанием для проверки чиновника, согласно проекту закона, может стать информация о несоответствии его доходов расходам, предоставленная правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, средствами массовой информации, а также общественными объединениями (анонимные сообщения к сведению приниматься не будут). В случае, если в ходе проверки выяснится, что чиновник не выполнил своей обязанности по декларированию доходов и расходов своей семьи, ему будет грозить увольнение с работы. Кроме того, за предоставлением недостоверных или неполных сведений об имуществе, а также при несоответствии доходов и расходов чиновника может последовать обращение этих активов в доход государства. Обращаться по этому поводу в суд должна прокуратура.