Дочь первого космонавта Юрия Гагарина Елена проиграла спор с московским торгово-развлекательным комплексом "Гагаринский" в Палате по патентным спорам. Она требовала лишить ООО "Торгово-развлекательный центр Гагаринский" права на одноименный товарный знак, но чиновники не увидели оснований для этого, следует из опубликованного накануне заключения палаты.
Спорный бренд (№442186) был зарегистрирован на ООО "Торгово-развлекательный центр Гагаринский" в августе 2011 года в отношении услуг 35, 36 и 39-го классов МКТУ (аренда площадей для размещения рекламы, организация выставок, сдача в аренду недвижимого имущества, крытых стоянок, складов). Надпись "Гагаринский торгово-развлекательный центр" на знаке выполнена буквами красного цвета, кроме нее там есть изобразительный элемент. Он представляет собой стилизованную фигуру из звезды и треугольника желтого цвета, а также красного многоугольника. Все словесные элементы знака являются неохраняемыми.
Однако Елена Гагарина увидела в названии торгового центра производное от фамилии своего отца и решила лишить компанию права на такой бренд. 26 декабря 2012 она направила в Палату по патентным спорам заявление с указанием на то, что знак зарегистрирован без разрешения наследников Юрия Гагарина. "Это затрагивает личное неимущественное право на имя указанного лица, контроль за использованием которого в настоящее время несут наследники", — говорилось в документе. По ее мнению, название торгового центра вызывает у потребителя "однозначные устойчивые ассоциации" с именем Гагарина — "человека, совершившего первый полет в космическом пространстве 12 апреля 1961 года". При этом она подчеркивала, что словесный элемент "Гагаринский" доминирует в бренде, и поэтому не может быть исключен из самостоятельной правовой охраны.
Правообладатели с такой аргументацией не согласились и настаивали на том, что название торговый центр получил благодаря своему расположению рядом с площадью Гагарина и Гагаринским тоннелем в Москве. "За весь период существования ТЦ "Гагаринский" ни в многочисленных рекламных кампаниях, ни в интерьере и дизайне ТЦ, никогда нигде и ни разу не использовалось, ни имя, ни изображение Юрия Гагарина", — говорилось в возражениях правообладателя.
Доводы правообладателя показались коллегии Палаты по патентным спорам более убедительными. "Нельзя сделать вывод о том, что словесный элемент "Гагаринский" будет вызывать однозначные ассоциации именно с личностью Юрия Гагарина, поскольку он имеет несколько смысловых значений: город Гагарин, разветвленный княжеский род Гагариных, происходящий через князей Голибесовских от удельных князей Стародубских", — говорится в заключении палаты. Кроме того, вспомнила коллегия и про Гагаринскую улицу в Санкт-Петербурге, Гагаринский район в Москве и одноименную площадь.
Не увидели чиновники и ущемления личных неимущественных прав наследников первого космонавта. "Ни в оспариваемом товарном знаке, ни в хозяйственной деятельности ТРЦ "Гагаринский" нет элементов, связанных с тематикой освоения космоса", — говорится в документе.