Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила для рассмотрения на заседании кабинета министров законопроект, направленный на сокращение срока производства и повышение качества судебных экспертиз, сообщила сегодня утром правительственная пресс-служба.
Как отмечают разработчики этого документа из Минюста России, анализ практики применения ФЗ "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" показал наличие целого ряда правовых коллизий и технико-юридических несоответствий. По действующему законодательству судебные экспертизы производятся государственными судебными экспертами и иными экспертами, обладающими специальными знаниями. Какого-либо механизма оценки объема и качества этих знаний для лиц, не работающих в государственных судебно-экспертных организациях, законодательством не предусмотрено. Отсутствие законодательно закрепленных критериев оценки компетентности данных лиц, достоверности используемых экспертных методик и их научной обоснованности вызывают у правоприменителей объективные сложности в принятии обоснованных решений. Как правило, отмечает Минюст, такая ситуация разрешается назначением повторной экспертизы в государственные судебно-экспертные учреждения, что значительно увеличивает сроки судопроизводства.
Законопроектом предусматривается определить правовую основу, принципы судебно-экспертной деятельности в РФ и порядок ее осуществления в соответствующем судопроизводстве. Устанавливается, что государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные организации и экспертные подразделения федеральных органов государственной власти, уполномоченных в области судебно-экспертной деятельности. Негосударственными судебно-экспертными организациями признаются некоммерческие организации, к основным видам деятельности которых относится судебно-экспертная деятельность.
Предлагается установить, что в качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт или иной эксперт, соответствующий требованиям, предъявляемым к физическим лицам для занятия судебно-экспертной деятельностью. Предусмотрены положения о лицах, которым не может поручаться производство судебной экспертизы.
Вводятся профессиональные требования к руководителю судебно-экспертной организации (подразделения). Определены механизмы сертификации компетентности судебного эксперта, которые являются обязательными для государственных судебных экспертов и добровольными для лиц, не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций (подразделений). Вместе с тем получение сертификата компетентности судебного эксперта является обязательным условием для внесения сведений о судебном эксперте в Государственный реестр судебных экспертов, с учетом ограничений по раскрытию сведений о государственных судебных экспертах. Предусматривается, что порядок сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, в том числе внеочередной сертификации, порядок выдачи, отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности, а также форма сертификата компетентности будет устанавливаться Правительством РФ.
Законопроектом вводятся механизмы валидации (оценка пригодности) методических материалов и сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы. Порядок валидации и сертификации методического обеспечения будет устанавливаться Правительством РФ.
Положения законопроекта не распространяются на судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертные учреждения (подразделения), деятельность которых будет осуществляться в соответствии с ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".