Уже в 22 года Хорст Вессель возглавил берлинский отряд штурмовиков (штурмовые отряды создавались в конце 20-х годов в Германии якобы для борьбы с проблемными явлениями в обществе). За то, что его отряд навел порядок в одном из пользующихся дурной славой кварталов столицы, где были распространены безработица, пьянство, проституция, торговля наркотиками и коммунистическая пропаганда, Вессель получил звание почетного члена берлинских штурмовых отрядов. Когда в 1930 году Хорст Вессель скончался, его сделали героем, мучеником, а его убийц-врагов уничтожили, пренебрегая судебным решением.
То, как нацисты мстили за смерть Весселя, чем-то напоминает методы советских комиссаров НКВД, убивавших классовых врагов без суда и следствия. Методы пропаганды тоже похожи: исторические факты говорят, что Вессель на самом деле погиб не как герой, но это тщательно скрывали…
Обстоятельства гибели героя-мученика Хорста Весселя
14 января 1930 года в лицо Весселю во время ссоры в одном из берлинских притонов в районе Фридрихсхайм выстрелил некто Альбрехт Хелер. Он был коммунист по убеждению и сутенер по призванию, а попросту говоря бандит. Следствие установило, что участники потасовки не поделили проститутку Эрни Енеку. Через три недели Вессель умер: врачи тщетно пытались извлечь из его черепа пулю, началось заражение крови.
Несмотря на то, что убийство произошло на бытовой почве, нацисты начали делать из Весселя в мученика, отдавшего жизнь за национал-социализм
Для этого вспоминали только о славных делах погибшего. Будучи молодым человеком, в двадцать два года Хорст Вессель возглавил пятый берлинский отряд штурмовиков. До этого он успел поучиться на юридическом факультете (правда, диплома не получил). В "свободное" время он пописывал стихи. Это его увлечение мастерски использовал Геббельс в своей пропаганде: песня Die Fahne hoch (можно послушать здесь), написанная на слова Весселя (текст песни с русским переводом выложен тут), стала в буквальном смысле вторым гимном Третьего Рейха.
Любой житель Германии знал ее под названием Horst Wessels Lied ("Песня Хорста Весселя"). Не менее подробно каждый гражданин нацистской Германии знал и историю Весселя: мученик, отдавший жизнь в схватке с ненавистными коммунистами. О деталях этой схватки никто уже не помнил. Вессель и его жизнь стали легендой, мифом, который так стремились создать национал-социалисты.
О том, что до прихода в партию и в отряд штурмовиков Вессель успел поскитаться по сомнительным районам немецкой столицы и завести массу непонятных знакомств в полукриминальном мире (даже оказывал протекцию даме легкого поведения), предпочитали не вспоминать. Чтобы миф был законченным, оставалось жестоко наказать убийц Весселя.
Суд вынес приговор убийце, но Геббельсу этот приговор показался слишком мягким
Альбрехт Хелер (в криминальных кругах был известен по кличке "Али") сел в тюрьму за убийство Хорста Весселя в 1930 году. Хелеру дали шесть лет и один месяц тюрьмы (сообщникам чуть меньше). К 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, он отсидел уже почти половину срока. В принципе, обычное, ничем особым не выдающееся дело.
Йозеф Геббельс, однако, считал, что суд вынес убийце слишком мягкий приговор, так как его следовало бы "стереть в порошок". Так писал в своей книге, посвященной делу Весселя (именно по ней мы и излагаем эту историю), немецкий историк Даниэль Сименс.
Ждать пришлось недолго: после передачи власти нацистам в 1933 году (о юридических аспектах этого Право.Ru писало здесь) ничто не мешало реализовать планы мщения и пересмотреть приговор. Но сделано это было своеобразно, можно сказать, в лучших традициях юстиции Третьего Рейха.
Под предлогом перевода в другую тюрьму Альбрехта Хелера увезли, и он исчез
11 августа 1933 года нацисты решили перевести Хелера из тюрьмы в Волуве (территория современной Польши) в Берлинское гестапо. Согласно официальной версии, там его должны были повторно допросить, а к 20 сентября того же года вернуть назад. Однако этого не случилось.
В докладе гестапо, отправленном Герману Герингу 23 сентября 1933 года, эти события описываются следующим образом: "Недалеко от Франкфурта-на-Одере машину, которая везла Хелера, остановили 8 мужчин в форме штурмовиков, вооруженных карабинами. Во время обыска они установили, что среди пассажиров машины находится убийца Хорста Весселя и потребовали его выдачи". Гестаповцам пришлось исполнить приказ. Штурмовики пересадили Хелера в автомобиль без номерных знаков и уехали в неизвестном направлении.
"Полицейские не смогли проследить за машиной, — говорится далее в докладе, — так как несколько штурмовиков остались на месте и пригрозили применить оружие. Установить, куда именно увезли Хелера, невозможно. Скорее всего, в настоящий момент он мертв".
Конечно же, автор этого доклада оберфюрер СС и один из начальников гестапо Рудольф Дильс лукавил: операция была тщательно спланирована, а любые случайности просто исключены.
35 лет спустя один из ее участников Вилли Шмидт во время допроса признался, что в день "похищения" Хелера ему позвонил шеф берлинских штурмовиков Карл Эрнст и попросил срочно приехать в тюрьму на Александерплатц. Там его ожидал криминалист Вальтер Полец, в руках которого был приказ об освобождении Хелера, подписанный самим Дильсом!
Хелер расстрелян без суда и следствия
Шмидт рассказывал, что из тюрьмы Берлинского гестапо Хелера под охраной повезли на восток. Вместе с ним поехали Эрнст, Полец и несколько высших руководителей штурмовиков. Что же произошло дальше?
"Мы приехали в лес, связали Хелера, а группенфюрер Эрнст произнес небольшую речь, в которой назвал его убийцей Весселя. Внезапно раздались выстрелы: приказ стрелять отдали Эрнст и Дильс. Через несколько секунд я и Полец развязали Хелера, после чего я сделал контрольный выстрел", — рассказал Шмидт на допросе спустя три с половиной десятилетия после описываемых событий.
Официальная версия смерти Хелера — изобретательное самоубийство
Через несколько месяцев лесничий обнаружил изрешеченное пулями тело Хелера (естественно, он понятия не имел, что это именно он), закопанное на опушке леса. Это произошло благодаря тому, что из наспех вырытой могилы торчала рука. Тотчас же начали возникать слухи и домыслы, кем же был покойник. Власти сразу попытались сбить всех с толку, сообщив, что лесничий обнаружил… самоубийцу! Просто самоубийство было тщательно подготовлено и спланировано.
Хелер был далеко не единственным, кого нацисты растеряли без суда и следствия после прихода к власти. Тогдашний сотрудник гестапо Ханс Бернд Гизевиус (позднее выступил против Гитлера) вспоминал, что расправы, подобные делу Хелера, превратились в "любимый спорт гестапо". В первые же месяцы после прихода нацистов к власти в застенках гестапо и штурмовых отрядов от пыток и издевательств погибли сотни людей. Некоторых же новые власти просто убивали. Так произошло с Хелером.
Хелер погиб не один: штурмовики расстреляли его сообщницу
Но Хелер был не единственным, кого штурмовики расстреляли без всякого судебного разбирательства в отместку за убийство Весселя. Еще 7 мая 1933 года случайный грибник обнаружил возле дороги неподалеку от Кроссена-на Одере труп Эльзы Кон. Кон жила в Бреслау и происходила из еврейской семьи. По сведениям нацистов, она была ярой коммунисткой и сообщницей убийц Весселя.
Удивительно, что местная газета довольно подробно описала картину ее убийства.
"Вероятно, преступление произошло в ночь на субботу, 7 мая, потому что именно тогда лесник услышал серию выстрелов, а через несколько секунд еще один. Его показания соотносятся с заключением криминалистов, работавших на месте преступления. Скорее всего, Кон получила шесть пуль кряду (в левое предплечье, левое бедро и спину), а затем немного отползла от места падения. Вероятно, именно в этот момент убийца увидел, что она жива, и выстрелил ей в висок".
Несмотря на то, что у полиции было достаточно доказательств по этому делу, следствие было прекращено. Гестапо замело следы настолько успешно, что даже после 1945 года, когда власть в Германии сменилась, никто так и не ответил за расстрел Эльзы Кон.
Гестапо и штурмовики действовали под прикрытием высших чиновников Рейха
Убийство Хелера и Кон показывает, насколько тесно сотрудничали в 1933 году гестапо и штурмовики, когда необходимо было негласно убрать неугодных режиму людей. По данным Даниэля Сименса, только в 1933 году и только в концлагере военной полиции Берлина негласно содержались 2 тысячи заключенных. Как минимум 15 из них умерли от пыток. Расследовать эти преступления было невозможно: если кто-то из чиновников заинтересовывался происходящим, сверху поступал приказ прекратить следствие.
Для страховки шеф гестапо Дильс в сентябре 1933 года подготовил для своего шефа Геринга проект указа, который запрещал любые следственные действия по делу Хелера. Начальнику же тюрьмы в Волуве просто сообщили, что Хелер… умер в Берлине!
Убийцы Хелера так и не были наказаны
Официально расследование причин смерти Хелера и Кон ни к чему не привело. Однако лишним подтверждением того, что нацисты прекрасно знали, кто и за что расправился с ними, служат свидетельства рейхсминистра юстиции Франца Гюртнера. "Что касается преступников, осужденных в 1930 году за убийство Весселя, Хелер и Кон были расстреляны", — сообщил он в записке Гитлеру, отправленной в 1935 году.
Расследовать гибель Хелера в 60-е годы прошлого века пытались также западногерманские власти. Однако дело закрыли в 1969 году, так никого и не наказав.