ПРАВО.ru
Сюжеты
19 декабря 2016, 12:56

"Компромиссный документ": эксперты обсудили проект таможенного кодекса ЕАЭС

"Компромиссный документ": эксперты обсудили проект таможенного кодекса ЕАЭС

Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза это первый документ, который подготовлен в тесном и активном взаимодействии с бизнес-сообществами всех государств-членов объединения. Кто-то из экспертов сравнивает 900-страничный акт с "Войной и миром". О процессе подготовки такого объемного труда на конференции "Право.ru" рассказали непосредственные участники разработки документа. 

Преимущества и недостатки нового документа

На этапе подготовки кодекса в работе над проектом документа участвовало около 400 экспертов из различных министерств, ведомств, бизнес-сообщества стран – участниц ЕАЭС и ЕЭК. Результатом напряженного труда стал объемный акт из 500 статей. Дмитрий Некрасов, директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики из ЕЭК, подчеркнул, что подготовленный кодекс – это коллективное дитя: "Деятельность в российской бюрократии приучила меня к тому, что единоличное авторство порождает и аналогичную ответственность. Поэтому в работе над документом участвовали представители бизнес-сообществ всех пяти стран". Принимая такие объемные нормативные акты, тяжело учесть абсолютно все пожелания заинтересованных сторон. Некрасов откровенно признался о наличии недостатков в кодексе. Документ написан сложным юридическим языком, и бытовое понимание некоторых положений приходит не сразу, предупредил спикер. Разношерстная команда разработчиков породила неравномерную детализацию норм в кодексе, пояснил Некрасов: "Некоторые вещи обрываются на общих фразах и подходах, а другие описываются более чем подробно". 

Изначально перед авторами документа стояло несколько задач: сократить национальный сегмент регулирования, то есть уменьшить количество отсылочных норм, закрепить приоритет электронных технологий над бумажными, учитывая современный уровень развития и положения международных конвенций и соглашений. Путем компромиссов большинство из них удалось реализовать, хоть и не на 100%, а также получилось внедрить и новые подходы по ряду вопросов. 

У ряда экспертов некоторые положения документа вызывают вопросы. Например, Анастасию Калмыкову, старшего научного сотрудника отдела административного законодательства и процесса из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, настораживает, как определяются национальные полномочия в таможенном кодексе: "Если в действующей редакции документа содержатся отсылки к нормативным базам государств, то в разработанном акте есть положение со следующей формулировкой: "эти вопросы могут регулироваться законодательством членом". То есть речь не идет об императивных нормах.

Спикер отметила, что большой пласт изменений должен произойти в национальном законодательстве некоторых стран участников-союза: "Если нормативная база России, Беларуси и Казахастана похожи, то нормативные акты Армении и Киргизии значительно отличаются. Их надо будет приводить в соответствие с разработанным документом". 

"Война и мир" облегчит перевозку малоценных товаров

Галина Баландина, руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов, сравнила по объему кодекс с произведением "Война и мир" Льва Толстого. На ее взгляд, приятные новеллы касаются таможенного представителя. Последний теперь получает статус финансового гаранта за представляемое лицо. Вместе с тем представитель не всегда будет нести солидарную ответственность за предпринимателя. Из других положительных моментов – предварительная информация может заменить собой транзитную декларацию, а предварительные решения могут приниматься по самым разным вопросам – например, по таможенной стоимости. Есть в таможенном кодексе и двойственные нормы, например, наравне с "камеральной проверкой" остается "проверка документов и сведений". Немало тех положений, которые сохранились, не претерпев изменений. 

Серьезному реформированию подвергся институт уполномоченного экономического оператора, отметила Баландина. Если раньше таким статусом мог обладать только таможенный декларант, то теперь им может стать и таможенный представитель, и владелец таможенного склада, и таможенный перевозчик. Статус уполномоченного экономического оператора будет признаваться на всей территории союза. 

Представляющая Ассоциацию экспресс-перевозчиков Галина Донцова выделила те поправки, которые положительным образом скажутся на перевозке малоценных товаров. Во-первых, финансовая устойчивость, которая заменит гарантию в виде уплаты 1 млн евро. Такая новелла позволит компании не платить миллион, если экономические показатели у фирмы достойные. В частности будет учитываться приличный размер уставного капитала компании, достойная кредитная история, небольшой размер задолженностей.
Еще одно позитивное изменение – теперь в таможенную стоимость товара не включаются расходы на его перевозку, погрузку, разгрузку и страховые платежи в том числе. По закону лимит беспошлинного ввоза товаров для юрлиц составляет 200 евро. По действующим нормам одна и та же посылка в зависимости от расстояния могла облагаться платежами или нет. Теперь такой недостаток устранен.

Общественники зовут бизнес к сотрудничеству

С точки зрения общественника свое мнение о кодексе высказал вице-президент "Деловой России" Виталий Сурвилло. У него вызывает настороженность, как некоторые положения документа будут имплементированы на национальную почву: "Дело в том, что мы хотели бы добиться существенных изменений в российском таможенном законодательстве". Сурвилло положительно отметил, что разработанный кодекс закрепляет совершение таможенных операций автоматически – через информационную систему. По мнению эксперта, есть и еще одна хорошая возможность, которую удалось включить в документ: вероятность появления условия о том, что выпуск товара будет осуществляться до расчета и уплаты таможенных платежей. Окончательное решение по закреплению такого положения зависит от ЕЭК. 

Спикер предложил и еще одно изменение, которое следует принять во время изменения национального таможенного законодательства: не требовать сертификатов соответствия товара техническим регламентам ЕАЭС в момент пересечения границы. Сурвилло считает, что такие документы предприниматель может представить перед выпуском продукции на продажу: "Такая мера должна упростить пересечение границы товарами и снизить вероятность коррупционных явлений". 

На одной из предыдущих конференций "Право.ru" об актуальности такой проблемы говорил Александр Косов, адвокат, к. ю. н., партнер "Пепеляев Групп" (см. "Первые итоги: с какими проблемами сталкивается ЕАЭС"). Он тогда остановился на спорном моменте технического регулирования и задался вопросом, не является ли оно барьером в международной торговле. Все упирается в проблему маркировки ввозимых товаров, а именно момент, когда она должна осуществляться. По словам Косова, четкого правила нет, и здесь важно разобраться в терминологии. Некоторые таможенники считают, что оценку товара – маркировку на соответствие техническим регламентам ЕАЭС – нужно делать еще до подачи таможенной декларации. За нарушение такого порядка выписываются штрафы до 300 000 руб. (ст. 16.2 КоАП). С подобной проблемой столкнулись предприниматели, которые хотели ввезти продукцию через пропускные пункты Новороссийска и Балтики. Юрист отмечал, что вообще-то правоприменение должно соответствовать целям регулирования, а не создавать излишние препятствия. По его мнению, маркировку можно нанести и на складе импортера, чтобы не создавать дополнительных барьеров предпринимателям. 

Судебная практика, которую привел партнер "Пепеляев Групп", тоже не дает однозначного ответа, так как весьма противоречива. Например, спор по ввозу плодов граната из Египта суд решил в пользу импортера. Таможенники тогда уверяли, что декларация соответствия не относится к товарам, которые не промаркированы. Однако суды трех инстанций посчитали иначе (дело № А32-2256/2016). К иному выводу по другому подобному спору пришел Верховный суд. Он посчитал, что маркировку нужно наносить до подачи таможенной декларации (дело № А21-1074/2015). Косов уверен, суд ЕАЭС мог бы исправить ситуацию, но беда в том, что обратиться туда от России может только Минюст: "В Министерстве, видимо, считают, что чем меньше обращений, тем лучше, так как ни одно из наших заявлений они не перенаправили в суд ЕАЭС". 

Павел Исаев, ответственный секретарь комитета по интеграции, таможенно-тарифному регулированию и ВТО из РСПП, отметил важность консолидированного взаимодействия крупнейших бизнес-ассоциаций (прим. ред. РСПП, "Деловая Россия", Торгово-промышленная палата (ТПП), "Опора России") при разработке таможенного кодекса. Поделился эксперт своим мнением и о главных препятствиях в этом процессе: "В каждой из стран союза свои особенности, которые нужно было учесть. Например, Казахстан представляет себя больше как транзитное государство. В Армении другая характерная черта: 90% бизнеса — это малый и средний сегмент". Исаев пояснил, что кодекс дал хорошее пространство возможностей, которое не должно утонуть на уровне национальной имплементации норм. Эксперт пригласил представителей бизнеса к совместной работе над изменениями в национальное таможенное законодательство: "К нам можно прийти и заявить о своих проблемах. Мы не обещаем в ответ гарантированных результатов, но точно будем учитывать реальные потребности бизнеса". Если проблема есть, то за ней стоят люди, которые ее хотят решать, добавил спикер. 

Другой представитель РСПП Андрей Гуляев поделился с собравшимися рассказом о том, как общественники собирали все идеи и пожелания от бизнеса: "Первичные предложения принимал секретариат, потом шли обсуждения на уровне четверки бизнес-объединений. После этого начиналось взаимодействие с госорганами. Если переговоры не удавались, то мы выходили на руководителей ведомств". Эксперт признался, что хотелось бы увидеть в кодексе больше прямых положений, но необходимо было идти на копромиссы: включать отсылочные нормы к национальному законодательству и актам ЕЭК. Важной победой стало то, что бизнесу удалось заложить принцип единого окна – однократность представления сведений таможенникам и, как следствие, уменьшение бумажного оборота. 

Гуляев подчеркнул, что процесс формирования таможенного законодательства пока еще не завершен: "У нас всех есть возможность на национальном уровне что-то видоизменить". Если не будет заинтересованности, то сами по себе проблемы не разрешатся, резюмировал спикер.

Таможенный кодекс должен быть принят 26 декабря 2016 года после подписания документа президентами государств-членов ЕАЭС. Вступление в силу планируется с 1 июля 2017 года.