ПРАВО.ru

Астраханский областной суд


Астраханский областной суд

Астраханский областной суд

Руководство

Председатель суда Петренко Валерий Леонтьевич
Заместитель председателя суда Шустова Татьяна Павловна
Заместитель председателя суда Хасанова Майя Михайловна

Контакты

Адрес 414000, Астраханская обл., г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, д. 3/1
Телефон (8512) 39-53-07
Сайт http://oblsud.ast.sudrf.ru

История

Развитие судебной системы на территории Астраханского края берёт начало с  60-х гг. XVI в., когда после присоединения в 1558году г. Астрахани к России начинают формироваться местные органы власти и управления. 

С 1613 г. производство судебных дел поручается астраханскому воеводе, ко­торый решает дела единолично или с товарищами и становится прямым начальни­ком губного суда, а губной староста его помощником.

Губные старосты в Астраханском крае с 1702 г. упраздняются, а рассмотре­ние всех уголовных и гражданских дел было вверено единоличным органам - оберландрихтерам, просуществовавших в свою очередь недолго.

 В 1719 г. вместо них в городах и уездах Астраханской губернии учреждаются самостоятельные от администрации провинциальные и городовые суды нижней ин­станции.

В 1711 г. при всех судебных местах были учреждены фискалы, в 1722 г. -прокуроры.

Но реформа 1719 года в пяти российских губерниях не про­водилась, в том числе в Астраханской, учреждённой Указом Петра I от 22 ноября 1717 года. В течение десятилетий высшей судебной инстанцией в губернии был губернатор.

В 1836 году в Астрахани был учрежден городской магистрат, который являлся судебным, административно-полицейским и на­логовым органом для городского населения.

При Александре I в 1801 г. палата гражданского и уголовного суда восста­навливается. В ее состав входят выборные от дворянства заседатели; нижняя распра­ва упраздняется, а в состав уездных судов вводятся выборные от крестьян заседате­ли.

Мировые судьи, как низшие судебные инстанции для разбора мелких гражданских и уголовных дел, в Астраханской губернии введены в мае 1878 г. и просуществовали до 1918 г.

На основании Указа Сената от 20 ноября 1864 г. был создан и Астраханский окружной суд (точная дата не установлена, первый из сохранившихся документов датирован 1877 годом). Он являлся высшей судебной инстанцией для разбора гражданских и уголовных дел всех сословий, апелляционной инстанцией на решения земских начальников, городских судей и уездных членов окружного суда.

С 1918 г. начинает действовать Астраханский народный революционный трибунал, открывается Астраханский губернский народный суд. Территория губер­нии делится на судебные участки, в каждом из которых создается участковый на­родный суд. В том числе в г. Астрахани работает 7 участковых народных судов.

В качестве кассационной инстанции для дел, рассматриваемых в местных су­дах, учреждается Астраханский губернский Совет народных судей.

Образованный 31 октября 1922 г. Верховный суд РСФСР осуществлял надзор за деятельностью судов Астраханской губернии, и вместе с тем являлся кассацион­ным судом по делам, рассматриваемым губернским судом, кроме того стал судом первой ин­станции для важнейших уголовных и гражданских дел.

28 мая 1922 г. ВЦИК утвердил положение о прокурорском надзоре.

Ужесточение карательной политики государства в 1930-х гг. привело к соз­данию специальных судов. В 1930 г. были созданы железнодорожные линейные су­ды при краевом суде, к их подсудности относились дела о преступлениях на желез­нодорожных дорогах. В 1934 г. создаются водные суды, в том числе Нижне-Волжского бассейна.

По Конституции 1936 г. была осуществлена централизация судебного управ­ления в стране путем создания союзнореспубликанского Наркомата юстиции СССР, что стало первым шагом на пути отделения судебных функций от функций судебного управления.

27 декабря 1943 г. была образована самостоятельная Астраханская область в составе РСФСР.

В связи с этим, согласно приказу Наркомата юстиции РСФСР от 11 января 1944 года организуется Астраханский областной суд, состав которого включал в себя Президиум и Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам.

С упразднением в 1956 году Министерства юстиции СССР низовыми судами Астраханской  области  стало управлять Министерство юстиции РСФСР, причем через свой местный орган - управление юстиции Астраханского облисполкома. В августе 1963 года управление юстиции упраздняется, а его функции передаются Астраханскому областному суду, сосредоточившему руководство деятельностью местных судов, ведение их финансирования, контроль над их деятельностью.

16 июля 1993 года в России был введён суд присяж­ных. В соответствующем законе были решены практически все во­просы, связанные с разбирательством уголовных дел с участи­ем присяжных заседателей. Это изменение законодательства отчасти реставрировало тот суд присяжных, который был введён ещё в ходе реформы 1864 года.   

17 декабря 1998 года в России был введён институт мировых судей, оперативно рассматривающих в первой инстанции: дела об административных правонарушениях; уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы и др.

В Астраханской области с июня 2001 года начали осуществлять свою деятельность мировые судьи в пределах 46 судебных участков мировых судей.

С 2003 года Астраханский областной суд получил возможность осуществлять правосудие по принципиально новым правилам судопроизвод­ства - судом с участием присяжных заседателей.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).