16-й ААС
16-й ААС
Руководство
Председатель суда | Токарева Марина Владимировна |
Заместитель председателя суда | Марченко Олег Вячеславович |
Контакты
Адрес | 357600, Ставропольский край, г.Ессентуки,ул. Вокзальная д.2 |
Телефон | (87934) 6-29-62 |
Сайт | http://16aas.arbitr.ru/ |
История
Институт апелляционного обжалования берет свое начало в Римской империи (апелляция в переводе с лат. - «жалоба», «обращение»). Как средство обжалования судебных решений апелляция получила свое окончательное оформление и закрепление в период царствования императора Юстиниана (527-565 гг.). Именно в этот период времени апелляционное производство стало представлять собой повторное рассмотрение дела, при котором допускалось представление сторонами дополнительных доказательств и их исследование в судебном заседании (judicium novum).
Зародившись в Древнем Риме институт апелляционного обжалования получил широкое распространение в ряде европейских стран.
В российском государстве становление института апелляционного обжалования судебных актов прошло длительный путь развития.
До момента издания первых Судебников (конец XV в.) в русском праве отсутствовала возможность обжалования решения судьи. Данный период ученые-юристы называют «безапелляционным».
Возможность обжалования судебного решения, в том числе и апелляционного обжалования появилась в конце XV в. — второй половине XIX в. во время действия Судебников 1497 г., 1559 г., Соборного Уложения 1649 г., указов Петра I, Учреждения о губерниях 1755 г., Свода законов Российской Империи 1832 г. (в редакции 1857 г.).
В период действия Устава гражданского судопроизводства (1864 — 1917 гг.) производство в суде второй инстанции было апелляционным и регламентировалось наиболее четко и последовательно по сравнению с ранее действовавшими правовыми актами Российского государства.
С 1917-1991 гг. институт апелляционного обжалования был предан забвению, проверка не вступившего в законную силу судебного решения осуществлялась не в апелляционном, а в порядке кассационного производства («советская кассация»). Возможность проверки судебного решения в апелляционном порядке ни в теории, ни на практике не рассматривалась даже в качестве идеи.
Период восстановления в арбитражном судопроизводстве апелляционной проверки судебных актов охватывает достаточно длительный промежуток времени и включает: начало судебной реформы в Российской Федерации, принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г., Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» 1997г., Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г., Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР» от 27.10.1995г., Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР» от 07.07.2000 г., Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г., Гражданского процессуального кодекса РФ 2002 г.
В судебной системе современной России апелляционная инстанция призвана проверять правильность рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции и при наличии оснований должна устранять допущенные нарушения. Особенностью апелляционного обжалования является то, что апелляционный суд проверяет судебный акт первой инстанции в полном объеме, т.е. как установление фактических обстоятельств дела, так и правильность применения закона. Апелляционная инстанция не вправе направить дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционный суд является единственной вышестоящей инстанцией, которая, повторно рассматривая дело, полномочна проверять полноту установления обстоятельств, имеющих значение по делу, доказанность этих обстоятельств, а также соответствие выводов, указанных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам, которые суд посчитал установленными.
Федеральный конституционный закон от 4 июля 2003 года №4-ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» выделил апелляционную инстанцию арбитражного суда субъекта Российской Федерации в отдельное звено системы арбитражных судов в виде арбитражного апелляционного суда, формируемого в пределах округа, и предусмотрел поэтапное образование 20 апелляционных судов как связующих звеньев между Федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов Российской Федерации и тем самым фактически завершил формирование апелляционной системы арбитражных судов.
В Северо-Кавказском судебном округе образовано 2 арбитражных апелляционных суда: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд и Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 №4-ФКЗ, от 25.03.2004 №2-ФКЗ, с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 12.07.2006 №3-ФКЗ)
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в системе арбитражных апелляционных судов призван осуществлять проверку судебных актов судов наибольшего количества субъектов Российской Федерации — восьми.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд единственный среди 20 арбитражных апелляционных судов расположен вне административного центра субъекта Российской Федерации.
На выбор места пребывания Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда повлияла особенность его юрисдикции.
Было принято решение расположить Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в одном из городов региона Кавказских Минеральных Вод.
Кавказские Минеральные Воды являются особо охраняемым эколого-курортным регионом России и его территория наделена благоприятными биоклиматическими условиями, он имеет развитую инфраструктуру, оснащен современными средствами связи и коммуникации, а также наиболее удобен для всех восьми субъектов Российской Федерации территориально и в геополитическом плане.
При выборе городов региона КМВ первоначально предполагалось определить местом пребывания Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда г.Пятигорск, временно — г.Ессентуки (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2004 №28).
Позднее, 26 июля 2005 года Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил считать г.Ессентуки Ставропольского края местом постоянного пребывания Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005 №28).
Исторически город Ессентуки вырос из поселка, основанного екатерининскими солдатами в 1798 году на правом берегу реки Ессентучок. В настоящее время — это город-курорт федерального значения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд расположен в центре города Ессентуки по улице Вокзальной, 2.
15 декабря 2005 г. произведена государственная регистрация юридического лица — Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда, о чем внесена соответствующая запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1052600129801.
Эту дату — 15 декабря — коллектив суда отмечает как день рождения Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Место в судебной системе
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
В соответствии со статьей 33.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 года N 1-ФКЗ:
- осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами:
Республики Дагестан
Республики Ингушетия
Кабардино- Балкарской Республики
Республики Калмыкия
Карачаево-Черкесской Республики
Республики Северная Осетия-Алания
Ставропольского края
Чеченской Республики
В соответствии со статьей 33.3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 года N 1-ФКЗ:
- проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
- обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
- изучает и обобщает судебную практику;
- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
- анализирует судебную статистику.