Суд Еврейской автономной области
Суд Еврейской автономной области
Руководство
Председатель суда | Старецкий Виталий Викторович |
Заместитель председателя суда | Гавриков Игорь Валерьевич |
Заместитель председателя суда | Серга Наталья Семеновна |
Заместитель председателя суда | Пышкина Елена Владимировна |
Заместитель председателя суда | Журова Ирина Прохоровна |
Контакты
Адрес | 679016, г. Биробиджан, пер. Театральный, 10 |
Телефон | (42622)23-252 |
Сайт | http://os.brb.sudrf.ru/ |
История
Упоминание о деятельности Народного суда на территории нынешней ЕАО можно встретить в документах исполнительного комитета Биро-Биджанского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, осуществлявших государственную власть на территории Биро-Биджанского района.
Первым председателем Народного суда Биро-Биджанского национального района, а потом и областного суда был 24-летний Илья Давидович Перлов, имеющий высшее юридическое образование. В 1946 году он уже работал заместителем министра юстиции РСФСР. В списке работников областного суда тех лет упоминаются имена Якова Маякова, Моисея Бейлина, Абрама Сецена, Ноаха Гехмана.
В 1934 году, с образованием Еврейской автономной области, Народный суд Биро-Биджанского национального района преобразуется в суд ЕАО. Идет кадровая комплектация районных народных судов. Областной суд рассматривает наиболее сложные дела по первой инстанции, а также дела в кассационном и надзорном порядке. Структурные подразделения областного суда - коллегия по уголовным и гражданским делам, бухгалтерия, секретариат.
В это время на территории автономной еврейской национальной области (так в официальных документах тех лет упоминается ЕАО) действуют 3 районных народных суда: Бирского района, Блюхеровского, Смидовичского и города Биробиджана. Хотя этот статус на государственном уровне Биробиджан получил только в 1937 году, во всех официальных документах начала 30-х годов он упоминается именно как город. А суд административного центра ЕАО именовался Биробиджанским городским.
До 1940 года Областной суд подчинялся Управлению Народного Комиссариата юстиции ЕАО. С 1941 - Народному Комиссариату юстиции РСФСР, а с 1946 - Министерству Юстиции республики. В 30-е годы ХХ века работу судов, как и любых других учреждений советского государства, строго оценивали партийные органы и исполнительная власть. Несмотря на то, что в своей работе судьи должны были руководствоваться решениями партии и правительства, от них, прежде всего, требовалось «следовать закону, стоять на страже прав трудящихся, приблизить судебную работу к населению». Судьи регулярно должны были проводить учебу с народными заседателями - «повышать их юридическую квалификацию». В обязанности судей входила организация выездных заседаний в населенных пунктах, на предприятиях, в учреждениях, колхозах.
В 1938 году начинается реорганизация судебной системы. В это время упраздняются специальные коллегии Дальневосточного краевого суда и лагерных судов. Дела, входившие в их компетенцию, передаются в подсудность областного суда и районных народных судов. В связи с этим в ЕАО создаются три новых судебных участка: третий участок Бирского района на станции Известковая, второй Смидовичского района в поселке Новая Волочаевка, третий участок Биробиджанского района с центром в поселке Новый Биробиджан. К его территориальной подсудности кроме сел и колхозов относились все лагерные пункты одного из участков Дальлага НКВД и первого отделения Юго-Восточных железнодорожных лагерей.
В первый год Великой отечественной войны в судах ЕАО прошло сокращение штатов. Многие сотрудники ушли на фронт. Суды области, как и вся страна, работали в режиме военного времени. В 1946 году в связи с реорганизацией органов юстиции областной суд перешел в подчинение Министерству Юстиции РСФСР.
В начале 90-х годов прошлого века началась реформа судебной системы Российской Федерации, цель которой - создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности и открытости, повышения эффективности и качества рассмотрения дел, обеспечение независимости судей. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную и гарантировала каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Судебная ветвь власти стала самостоятельной, не зависящей от других.
В 2005 году в ЕАО введен суд присяжных. Для его работы был оборудован специальный зал, совещательная комната. Первое дело с участием присяжных заседателей рассматривалось в областном суде в сентябре 2005 года.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.
Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.
В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;
4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).
В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:
1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).