В 21-м арбитражном апелляционном суде перебор кандидатов. За два дня Высшая квалификационная коллегия судей порекомендовала туда 31 судью на 26 вакансий, а еще четыре заявления пока не рассмотрены. Так что всем одобренным больше обычного придется волноваться перед заседанием президентской комиссии по кадрам – кого-то ей точно придется отсеять. А Юлии Борисовой, судье с 12,5-летним стажем, заслуженному юристу Крыма, отлично зарекомендовавшей себя в апелляции, разбиравшей экономические споры, придется серьезно подумать, как строить свою дальнейшую карьеру.
В четверг во второй половине дня ВККС начала рассматривать кандидатуры претендентов на посты судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, создаваемого в Севастополе после присоединения Крыма к России. В нем 26 вакансий, а заявления подали 46 кандидатов. Закончился отбор к обеду пятницы.
В основном на посты претендовали судьи Севастопольского апелляционного хозяйственного суда. А первой в зал вошла Ираида Антонова, судейский стаж которой составляет 12 лет. В ее отменной характеристике был только один момент, который очень заинтересовал квалифколлегию, – ее сестра Юлия Борисова трудится в той же инстанции.
– А вот ваша сестра с вами работает… Не мешает? Не обсуждали вопрос, чтобы кто-то в другой суд? – спросил один из членов ВККС.
– Наши должности равнозначны. Этот вопрос мы не обсуждали, но каждая из нас надеется, что пройдут обе. Она через два человека…
– Может, обеим в первую инстанцию разных субъектов? – последовал новый вопрос. Задававший его имел в виду создаваемые арбитражные суды Крыма и Севастополя.
– Не обсуждали, – вздохнула Антонова.
– А кто старший?
– Я, на 11 лет.
После совещания ВККС объявила, что Антонову рекомендовали единогласно, а на прощание она попросила рассмотреть возможность взять и сестру, а вскоре в зал пришла Борисова. Ее стаж 12,5 лет, она заслуженный юрист Крыма, а показатели выше среднего по суду.
– Ваша сестра получила рекомендацию. Как вы полагаете, может быть, тут есть конфликт интересов? – спросили у Борисовой.
– Мы девять лет работаем в одной организации, но нет подчиненности, каждый достойно и добросовестно выполняет свою работу. Если бы мы могли предположить, что это просто, по факту, может вызвать вопросы, то, может быть, мы могли бы подстраховаться….
– Мы никоим образом не сомневаемся ни в вашей сестре, ни в вас. В вашей честности и порядочности, но речь идет о взглядах со стороны обращающихся в суд.
– Качество работы не позволяло никому никогда писать какие-либо жалобы или заявления. Никогда не было претензий. У нас разная специализация. Мы прочитали и закон о противодействии коррупции, и о статусе судей, и кодекс этики. У нас нет подчиненности, и вот мы посчитали, что можно.
– Не обдумывали все же, чтобы одна сестра в Севастополь, одна в Симферополь? – спросил глава ВККС Николай Тимошин.
– Серьезно такой вопрос у нас не стоял. Повода у нас забеспокоиться не было. Мы не предполагали. Вот так уже сложилось.
Отпускать Борисову коллегия не хотела. "Вы когда приехали в Севастополь, то с 2001 по 2005 год работали в Ленинском райсуде. Что вас сподвигло пойти в суд, где уже работала ваша сестра?" – последовал новый вопрос. Оказалось, что ее туда пригласил тогдашний председатель Владимир Коваль. Проблемы в присутствии в штате родственниц он не видел.
– А вот про СОЮ не думали, раз у вас такой опыт есть? – не отставали судьи.
– Нет, не хотелось бы. Но если это такой непреодолимый барьер в моей жизни, то я готова рассматривать любую возможность не потерять работу в принципе, – грустно заметила Борисова. Судя по всему, решение ВККС уже было для нее очевидным, и, покинув зал, она ожидала его вместе с сестрой, что-то тихонько обсуждая.
Вызвав Борисову обратно, коллегия ей отказала. "Для вас сообщаю, что это решение не лишает права участвовать в других конкурсах на замещение должностей судей", – сказал претендентке Тимошин, обычно ограничивающийся лишь словами "всего доброго, до свидания".
Зато получили рекомендации другие судьи из севастопольской хозяйственной апелляции: Юрий Гоголь, Виктор Голик, Виктор Гонтарь, Ольга Градова, Виктор Дмитриев, Игорь Евдокимов, Лидия Заплава, Елена Котлярова, Екатерина Остапова, Светлана Рыбина, Наталья Сикорская, Александра Проценко, Ирина Черткова. А Наталья Воронцова была рекомендована вопреки желанию Верховного суда РФ. Впрочем, никакой спорной информации по поводу Воронцовой на заседании не прозвучало.
Еще одной претендентке из этого суда – Екатерине Балюковой – аукнулась темная история, случившаяся в момент присоединения Крыма к России. Как говорилось на одном из заседаний ВККС, после референдума о независимости полуострова председатель Севастопольского апелляционного хозяйственного суда (по всей видимости, Владимир Коваль. – "Право.Ru") переменам воспротивился, и бунт против него подняла одна из судей – Татьяна Выдашенко, которая, по ее словам, "смогла объединить большую часть судей". Она рассказывала, что в результате раскола некоторые судьи уничтожали и фальсифицировали документы и она запретила им являться на работу (подробнее>>). Вполне возможно, она рассчитывала, что такая активная лояльность новым властям поможет ей получить пост главы суда, но в начале сентября ВККС рекомендовала туда главу Хозяйственного суда Крыма Сергея Лазарева.
На саму Выдашенко, на Балюкову и еще на нескольких судей в ВККС поступил ряд жалоб "по поводу атмосферы в суде", как выразился один из членов ВККС. "Что поясните?" – последовал вопрос.
– Мы работали в штатном режиме, на работе это не сказалось.
– А вот говорили, что уничтожались документы?
– Мне об этом неизвестно.
Какая роль той истории была у Балюковой, неизвестно, но рекомендацию ей ВККС не дала. Получил отказ и Константин Волков, стаж которого превышает 14 лет. Из "запретного" у него была сестра – гражданка другого государства. Без явных причин получила отказ Татьяна Фенько, а Викторию Сотулу подвели акции. Какова их стоимость, на заседании не говорилось, но, вероятно, это был серьезный актив, потому как Марине Кирюхиной ценные бумаги убыточной плодоовощной базы на 1000 руб. получить рекомендацию в ВС Крыма не помешали (подробнее>>).
– Когда вы сможете ими [акциями] распорядиться? – поинтересовался глава ВККС Николай Тимошин.
– Сразу как появится физическая возможность. Как только предприятие – держатель акции перерегистрируется.
– И когда? Вы выясняли этот вопрос? – настаивал Тимошин.
– Да, но четкого ответа не было, – пояснила кандидат, но такой ответ ВККС, видимо, не устроил.
Второй суд, работники которого в массовом порядке решили пополнить ряды 21-го ААС, – это Севастопольский апелляционный административный. Оттуда прошли фильтр ВККС Наталья Горошко, Анна Илюхина, Ольга Мунтян, Анжелика Привалова и Майя Санакоева. А вот некоторые их коллеги рекомендации не получили. У Ольги Дугаренко имеется судимый родственник, Галине Ищенко и Ольге Щепанской отказали без видимых причин, а у Антона Цыкуренко было отменено много постановлений.
Из "варягов" рекомендации получили три судьи из Арбитражного суда Красноярского края – Елена Баукина, Роман Вахитов и Екатерина Калашникова. Также прошли фильтр ВККС Александр Карев из АС Оренбургской области, Елена Храмова из АС Саратовской области, Игорь Кицаев и Андрей Тарасенко из АС Краснодарского края.
Захотела вернуться к активной судейской работе Наталья Полынкина. Она уже два года как в отставке, куда 2012 году ушла из 20-го ААС.
– Вы ушли в отставку с должности зампредседателя. Вы готовы сейчас к должности судьи и к нагрузке?
Полынкину нагрузка не смущала, и рекомендацию она получила.
Самый маленький судейский стаж из получивших рекомендацию был у Ларисы Оликовой из АС Пензенской области – три года, но 10 лет она проработала помощником судьи. Ее коллега по суду Дмитрий Корниенко носит мантию немногим больше – всего четыре года, но к нему ВККС тоже была благосклонна, как и к Антону Кравцову (АС Амурской области), который судьей работает так же недолго.
Андрей Великанов судьей не работал совсем, а экзамены сдал на "удовлетворительно", так что отказ ВККС был ожидаем. Впрочем, у Александра Епанешникова, гендиректора ЗАО "Центр антикризисного управления", они были на "отлично", но одобрения его кандидатура тоже не получила.
Рассмотрение еще четырех вопросов было перенесено. Евгений Гаманко из Окружного административного суда Крыма просил отложить слушания по его кандидатуре по состоянию здоровья. Заявления Виктора Плута из Севастопольского апелляционного хозяйственного суда отложили, так как ВККС решила затребовать дополнительные документы по кандидату. Не хватило документов и по Тамаре Дадинской из Севастопольского апелляционного административного суда, а ее коллеге Вячеславу Омельченко необходимо самому предоставить информацию о функциональных обязанностях дочери – юрисконсульта крупной компании.
Итоги отбора таковы: для начала работы 21-го ААС достаточно 18 судей (две трети от 26 вакансий), а рекомендован 31 человек, из которых двадцать – местные судьи. Теперь часть кандидатов предстоит отсеять президентской комиссии по кадрам. Так что всех претендентов ждут дополнительные недели волнений.