ПРАВО.ru

Арбитражный суд Пензенской области


Арбитражный суд Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

Руководство

Председатель суда Друзь Константин Анатольевич
Заместитель председателя суда Радин Станислав Юрьевич
Заместитель председателя суда Учаева Наталья Ивановна

Контакты

Адрес 440000, Пенза, ул. Кирова 35/39
Телефон (8412) 52-99-09
Сайт penza.arbitr.ru/

История

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречаются в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированный 1135 годом.

В начале ХVII столетия в городах Российского государства были введены посты воевод (местных правителей), которые назначались царем из представителей родовой знати. Они и были судьями, позже наряду с гражданскими «стали ведать» даже уголовными делами.

Первым воеводой Пензы, ставшей в 1663 году административным центром Пензенского уезда, стал Елисей Протасьевич Лачинов (около 1612-1670), «служил здесь, исполняя и судебные дела». По воспоминаниям современников, воевода был «сильный, судья справедливый». Однако, во время крестьянского бунта под предводительством донского казака С.Т.Разина был повешен мятежниками.

18 декабря 1708 года территория Российской империи впервые была разделена на губернии (их насчитывалось восемь), и Пенза с уездом вошла в состав Казанской губернии. В январе 1781 года в губернии стали создаваться уездные суды, которые занимались делами о разделах имений, наследств, размежевании земель, спорных земель и долгов, взыскании штрафов.

После образования в 1780 году Пензенского наместничества в городе были построены здания для размещения учреждений (присутствий), так называемые Присутственные места. Два каменных двухэтажных здания, которые и сейчас можно видеть на улице Белинского (№ 2 и № 8), возведены по проекту нижегородского губернского архитектора Я.А. Ананьина, утвержденному 6 февраля 1786 года. Я.А. Ананьин родился в г. Санкт-Петербурге в 1740 году, скончался после 1804 года. Одни из первых крупных его работ — участие в возведении Зимнего дворца, здания Академии художеств и др. В первом из двух корпусов Присутственных мест размещались наместническое (позже губернское) правление и казенная палата. Во втором корпусе, сооруженном через пять лет, разместились чиновники губернских и уездных судебных учреждений.

В 1853-1854 годах корпуса Присутственных мест были перестроены по проекту губернского инженера А.К. Шторха. В это же время возводятся здания присутственных мест в уездных городах Мокшане, Городище, Керенске (ныне Вадинск), Наровчате, Чембаре (ныне Белинский). Здания эти сохранились до наших дней и являются историко-архитектурными памятниками.

Торговые суды получили свое развитие в годы правления Петра Первого. В этот период высшие судебные инстанции – Государеву Боярскую Думу и Расправную Золотую Палату, сменил Сенат. Его IV Департамент, являвшийся высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Опубликованное 14 мая 1832 года Общее положение об учреждении коммерческих судов положило начало формирования системы таких судов в России. Главной особенностью производства в коммерческих судах, как отмечали современники, являлось стремление к «возможно скорому» разрешению дел. Действовали такие суды вплоть до 1917 года.

В январе 1918 года в Пензенской губернии образована коллегия юстиции губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, переименованная в отдел юстиции. Первым руководителем коллегии юстиции стал А.М. Фролов, кадровый рабочий бывшей бумажной фабрики Павла Сергеева, секретарь союза бумажников. 21 сентября 1922 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение «О порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями». В это же время создана Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны, а в Пензе, как и в других городах, – арбитражная комиссия при губернском исполнительном комитете.

И почти через десять лет, 3 мая 1931 года, утверждено Положение «О Государственном арбитраже при Совете Народных Комиссаров СССР», которое определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР, регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений.

15 марта 1953 года государственный арбитраж был передан в состав Министерства Юстиции СССР, а с 10 июня 1954 года стал подчиняться непосредственно Совету Министров СССР.

Постановлением Совета министров СССР от 17 августа 1960 года утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. На основании этого документа Госарбитраж функционировал до 17 января 1974 года, когда было принято решение о преобразовании Государственного арбитража в союзно-республиканский орган.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 февраля 1987 года «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража в повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве» Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в Государственный арбитраж СССР. Государственные арбитражи в этот год были образованы в республиках, краях и областях Советсткого Союза. Был организован государственный арбитраж и при Пензенском областном Совете народных депутатов.

А уже 17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».

С началом распада Союза советских социалистических республик правовой основой в становлении, развитии и деятельности арбитражной системы стали законы Российской Федерации. 4 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об арбитражном суде», который вступил в действие с 1 октября 1991 года. 5 марта 1992 года на территории РСФСР вступил в действие Арбитражный процессуальный кодекс, а 26 июня этого же года Закон РСФСР «О статусе судей в Российской Федерации» установил, что судьи арбитражных судов являются полноправными членами российского судейского сообщества наравне с судьями судов общей юрисдикции.

Вопросы, связанные с деятельностью органов судейского сообщества, в том числе с наделением судей арбитражный судов полномочиями по осуществлению правосудия, с прекращением этих полномочий и другие, нашли дальнейшее развитие в утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 13 мая 1993 года Положениях о квалификационных коллегиях и о квалификационной аттестации судей.

С 1993 года Российская Федерация стала жить по вновь принятой Конституции, которая провозгласила суд единственным органом по осуществлению правосудия в государстве. В соответствии со статьей 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики.

Весной 1995 года вступил в действие еще ряд государственных нормативных актов, посвященных арбитражным судам и арбитражному процессу. Вступивший в действие 1 января 1997 года Федеральный Закон «О судебной системе Российской Федерации» создал надежную правовую основу деятельности арбитражных судов в качестве органов судебной власти, образующих триединую судебною систему, обеспечил их самостоятельность и независимость от других судов и иных органов государственной власти.

В 1992 году в составе суда сформированы коллегии по экономическим спорам и спорам, возникающим в сфере управления, и кассационная инстанция. С 1995 года образованы и действуют Президиум суда, судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, и судебные составы с учетом специализации судей. С введением в действие Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», образован судебный состав, рассматривающий данную категорию дел.

Датой образования Арбитражного суда Пензенской области считается 2 апреля 1992 года. В соответствии с Федеральным Законом РФ «Об арбитражных судах» от 4 июля 1991 года и постановлением Верховного Совета РСФСР № 2642-1 образован суд,  первым его председателем назначена Инна Владимировна Фомина.

В настоящее время в Арбитражном суде Пензенской области трудятся 30 судей. Арбитражный суд Пензенской области является судом первой инстанции.

Место в судебной системе

Арбитражный суд Пензенской области относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г.   1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Пензенской области действует в составе председателя  суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Пензенской области входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений   и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.