Госдума одобрила в первом чтении законопроект, которым на выплаты судьям в Крыму и Севастополе дополнительно выделяется 750 млн руб. Примерно половина этих денег пойдет 211 украинским судьям, которые не получили должностей в российской юрисдикции после присоединения полуострова к России. Эти предложения содержались в законопроекте ВС РФ.
Когда год назад Крым и Севастополь вошли в состав России, на их территории работали более 600 украинских судей. Им летом 2014 года пообещали преимущество при назначении на должности в юрисдикции РФ, но на практике рекомендации от Высшей квалификационной коллегии, которая занимается комплектацией штата судов на полуострове, получили далеко не все. По данным Верховного суда РФ, 211 человек из числа украинских судей российскими не стали. Сколько из них получили отказ в ВККС, а сколько не участвовало в конкурсах, не говорится.
Такой оборот был не только обиден для тех, кто не попал на работу в российские суды, но и катастрофически сказывался на их материальном положении, так как лишал и зарплаты, и выплат, положенных при уходе в отставку. Поэтому в январе ВС внес в Госдуму законопроект, по которому работавшие в Крыму и Севастополе на 18 марта прошлого года судьи, не получившие новых назначений, могут рассчитывать на получение выходного пособия, как все судьи в РФ, уходящие в отставку. Оно выводится из ежемесячного денежного вознаграждения на последней должности за каждый полный год работы судьей, но его размер не может быть меньше шести исходных сумм. По словам зампреда ВС Татьяны Петровой, на эти цели потребуется 345 млн руб.
Кроме того, ВС решил закрепить право отвергнутых судей на ежемесячное пожизненное содержание, если их стаж или возраст это позволяют. По закону о статусе судей оно выплачивается отставникам, имеющим судейский стаж более 20 лет, либо женщинам старше 50 лет и мужчинам – 55, если он меньше. В документе оговаривается, что в стаж должно быть засчитано время работы судьей на территории бывшего СССР, Украины, Крымской области, Республики Крым, Автономной Республики Крым и Севастополя в период нахождения их в составе Украины и Российской Федерации. Будет учтено и время работы в аппаратах судов на должностях, где требуется юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если судьей человек отработал не менее 10 лет.
Тем украинским судьям, кто на момент присоединения Крыма и Севастополя к России уже был в отставке (их 82), согласно проекту, полагается пожизненное содержание в размере не ниже того, что выплачивалось на 21 февраля 2014 года, когда состоялась последняя индексация. Его увеличение будет происходить при индексации вознаграждения работающих судей. Цена вопроса в год, по данным Петровой, – 93 млн руб. А для выплаты пожизненного содержания и 50-процентной надбавки к зарплатам тех судей, которые имеют на него право, но продолжают работать, согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, из федерального бюджета потребуется дополнительно 318,68 млн руб. в год.
Реализация закона, признала зампред ВС, требует существенных бюджетных ассигнований, но другого выхода нет. "Правовое регулирование, касающееся вопросов формирования федеральных судов в Крыму и Севастополе, не предусматривает гарантий социальной защиты лиц, осуществлявших правосудие на этих территориях и являющихся гражданами РФ. Между тем указанные лица находятся в едином правовом пространстве России, которое предполагает единство правовых предписаний, взаимную согласованность и непротиворечивость. Вместе с тем уровень материального обеспечения судьи является общепризнанным фактором, обеспечивающим независимость и беспристрастность судьи, как обязательное условие осуществления надлежащего правосудия", – отметила Петрова. Поэтому принятие закона, говорила она, позволит повысить эффективность и авторитет судебной власти.
С этим спорил коммунист Владимир Федоткин. "Авторитет не деньгами, которые мы выделяем им, а делами определяется", – сказал он.
– Уровень материального обеспечения – это существенный признак статуса судей, один из определяющих факторов этого статуса, определяющий их независимость, – почти слово в слово повторила ранее сказанное Петрова. – Поэтому не могу согласиться, что [предлагаемый закон] не повысит авторитет и эффективность правосудия. Человек должен знать, какие гарантии он имеет.
Федоткина интересовало, потребуется ли менять поправки в бюджет на текущий год, которые сегодня Госдума утвердила в первом чтении. Зампред ВС ответила, что на реализацию закона потребуется свыше 750 млн руб., поэтому "наверное, придется дополнительные изменения вносить".
Это депутатов не обеспокоило. За принятие документа высказались единогласно 447 депутатов, а коммунистка Тамара Плетнева воспользовалась визитом Петровой, чтобы прояснить не относящийся к присоединению Крыма вопрос. "Куда жаловаться на судью, который, по мнению жителей, неправильно повел дело, неправильно осудил человека. Есть ли вообще такая структура, куда можно жаловаться, потому что мы не можем вмешиваться по законодательству", – спрашивала она.
Петрова в порядке ликбеза ответила, что есть "установленный законом порядок". Во-первых, можно обжаловать судебные акты в вышестоящей инстанции. Во-вторых, по ее словам, "рассмотрением таких вопросов занимаются и квалификационные коллегии субъектов, и ВККС".
С текстом законопроекта № 746667-6 "О дополнительных гарантиях социальной защиты лиц, осуществлявших правосудие
(о дополнительных гарантиях социальной защиты отдельных категорий лиц)" можно ознакомиться здесь.