Для борьбы со спамом в СМС и интернет-мессенджерах может появиться специальное агентство, которому заодно придется "очищать" SIM-карты при перепродаже новому владельцу от связей предыдущего. Возможность его создания обсуждали сегодня в Общественной палате РФ. Это должно упростить взаимодействие участников рынка, полагают сторонники идеи, а абонентам проще станет отписаться от ненужной рекламы. Операторы сотовой связи настроены скептично и предлагают заняться законодательным регулированием деятельности интернет-мессенджеров.
Сегодня Общественная палата организовала слушания, посвященные запрету мобильного спама и "очистке" мобильных телефонных номеров". Тема актуальна, поскольку даже при покупке новой SIM-карты человек не застрахован от рекламного спама или звонков банков, коллекторов, если ее предыдущий владелец указывал этот номер в качестве контактного. Маленькая девочка стала получать звонки от коллекторов с требованием погасить долг, задал тон дискуссии участник проекта "Перспектива" (запущен ОП для поддержки инициатив), глава проекта "Стопспам" Денис Калугин, комментируя слайды, на которых стояла юная гимнастка лет семи. Исполнительный директор NumBuster (мобильное приложение для борьбы со спамом и мошенниками) Евгений Гнутиков отмечал, что в их статистике на первом месте по количеству спам-рассылок фигурируют коллекторы (больше 25 %), мошеннические фонды, мошенники с банковскими картами и т. д. Однако поводом для дискуссии стали идеи проекта "Стопспам", который предложил создать специальное агентство, позволяющее "синхронизировать усилия участников рынка и регуляторов по "очистке" истории телефонных номеров и привязок этих номеров к любым действующим базам данных рекламных и информационных рассылок". Через агентство человек сможет отказаться от любых рассылок, в том числе тех, на которые подписался предыдущий владелец номера, причем это будет затрагивать не только СМС, но и сообщения в интернет-мессенджерах, таких как WhatsApp и Viber.
На "токсичные" телефонные номера даже при смене владельца продолжают идти рассылки и звонки для предыдущего, признавали почти все участники мероприятия. Исключительно самостоятельно решить вопрос операторы связи не смогут, следовало из выступления Гнутикова, а потому нужно подключать к вопросу и других участников рынка – тех, кто профессионально занимается рассылкой сообщений. В связи с этим он называл идею создания единого агентства, которое могло бы "очищать историю телефонных номеров самостоятельно, через других участников рынка", здравой. По его словам, для этого ему бы требовалось от операторов узнать, используется ли номер и принадлежит ли он конкретному человеку. Эта "служба единого окна, независимая организация" могла бы данные об абоненте "обезличенно и отвечая за их безопасность" предоставлять участникам рынка, которые занимаются рассылкой. Отсутствие такой возможности выходит боком тем, кто легально организует СМС-рассылки, рассказывал коммерческий директор Easy SMS (организует массовые платные СМС-рассылки) Дмитрий Тарасов. Такие организации не могут узнать у оператора сотовой связи, правомерна ли отправка СМС данному абоненту, а могут лишь проверять документы рекламодателей, записывать с ними в договорах условие, что рекламораспространитель обязан иметь согласие абонента на получение этих сообщений. "Но, к сожалению, проверить это мы никак не можем абсолютно", – сетовал он и отмечал, что результатом для них становятся взыскания за нарушение рекламного законодательства, когда выясняется, что абонент согласия на получение рекламы не давал. Кроме того, он отметил, что структуры, аналогичные Easy SMS, не могут проверить, тому ли человеку отправляются сообщения, либо их получает новый владелец SIM-карты, который может пожаловаться в антимонопольную службу, и рассылающие сообщения получат штраф.
Однако представители операторов сотовой связи такой инициативе противились и рассказывали об успешной самостоятельной борьбе со спамом, но самое главное – сомневались в том, что из нового агентства информация не уйдет на сторону. "Если будет создана некая база данных, третьи лица получат доступ к биллингу и системе операторов, вы представляете какие нарушения могут возникнуть вследствие этого. Это же совершенно неуправляемый, неконтролируемый процесс!" – говорил Виталий Недыхалов из ЗАО "Вымпелком", подчеркивая, что операторы сотовой связи контролируются Роскомнадзором. Его опасения разделял директор департамента по правовым вопросам ПАО "Мобильные телесистемы" Андрей Рего. Михаил Быковский из Минкомсвязи с актуальностью проблемы согласился, а вот методы борьбы с ней назвал "не совсем эффективными". Он сослался на опыт США, где есть база данных, так называемый "Стоп-лист". "Но к этой базе данных обращаются не операторы связи, а рекламораспространители, и они смотрят, есть ли там номер конкретного человека. Если есть – не рассылают. Это правильное регулирование отношений", – полагает он.
Отчасти собравшиеся винили в появлении спама в СМС неконтролируемую продажу SIM-карт с лотков, когда у покупателя не спрашивают паспорт. Но представители сотовых компаний претензии не признавали – легально заключить контракт можно лишь в салоне сотовой связи и с документом, удостоверяющим личность. Таково требование законодательства. Операторы не продают SIM-карты вне стационарных точек, к иной торговле они не имеют отношения, настаивал Рего из МТС. Кто-то из присутствовавших на слушаниях в ответ заметил, что возможна покупка карт на юрлицо-"однодневку" и последующая их перепродажа. Проблема в том, что нормы закона, запрещающего анонимную продажу карт, не применяются на практике, контролем должна заниматься полиция, но практики привлечения к ответственности не существует, сетовал Рего. Быковский из Минкомсвязи тоже признавал, что сейчас проблема в правоприменении. Пока МВД не начнет этим заниматься, ничего не изменится, полагает он. По его данным, по всей России за такое нарушение было составлено всего 70 протоколов [не уточнил временной период. – Авт.], это свидетельствует о том, что закон работает, но плохо. В ответ независимый эксперт по работе с проблемными и непрофильными активами Александра Антясова заявила, что, пока по 200–300 номеров можно будет присваивать одному человеку, ничего не изменится. Она предложила ограничить их количество пятью штуками на человека. Представитель МТС не согласился и с этим предложением: такой возможности для отказа у сотового оператора нет, так как договор об оказании услуг подвижной связи публичный и он обязан его заключить.
Остановились участники дискуссии и на вопросе спама в интернет-мессенджерах, представители операторов связи отмечали, что возможностей для контроля за этой сферой у них нет. Недыхалов из "Вымпелкома" отметил, что оператор предоставляет исключительно интернет-трафик и не имеет права просматривать сообщения. Он и его коллега их МТС Андрей Рего ссылались на неравнозначность условий для операторов и интернет-мессенджеров: деятельность первых законодательно очень зарегулирована, а у вторых, наоборот, никак не регламентирована в отраслевом законодательстве. Нужно определиться, что такое мессенджеры, как их деятельность можно регулировать, говорил Недыхалов.
Результатом мероприятия станут рекомендации ОП по изменению регулирования в этой сфере, в течение 10 дней ОП будет аккумулировать предложения участников. Пока же в проекте документа значатся рекомендации Правительству РФ скорректировать Правила оказания услуг телефонной связи, с тем чтобы определить понятие "СМС-провайдер", "стоп-лист" телефонных номеров мобильной связи, закрепить существование технического сервиса, позволяющего определять соответствие номера конкретному абоненту, незамедлительное открепление номера от абонента, если он перестает его использовать. Кроме того, общественники рекомендуют чиновникам предоставить абонентам возможность запрещать операторам связи присылать любые рекламные СМС, а СМС-провайдеров обязать предварительно проверять телефонные номера в "стоп-листе".