ПРАВО.ru
Репортаж
24 декабря 2015, 15:25

ВС вернул полномочия судье, которая не хотела в отставку

ВС вернул полномочия судье, которая не хотела в отставку
Фото Право.Ru

В июле судью едва не привлекли к дисциплинарной ответственности, а в октябре она написала заявление об отставке, которое квалифколлегия удовлетворила, несмотря на то что заявительница просила отложить решение вопроса. ВС разбирался, связана ли отставка с дисциплинарным проступком и собиралась ли судья на самом деле покидать пост.

Стаж Елены Чирковой в судебной системе – 32 года. В течение десяти лет она была секретарем судебного заседания, заведующей канцелярией, с декабря 1994 года по апрель 2013-го работала судьей Свердловского районного суда Красноярска, а после была назначена председателем Емельяновского районного суда Красноярского края сроком на шесть лет. 23 октября этого года региональная ККС приняла решение о прекращении ее полномочий судьи и председателя, в связи с заявлением об отставке (подп. 1 п. 1 ст. 14 закона о статусе судей), которое Чиркова обжаловала в Коллегию по административным делам Верховного суда РФ.

Хотела ли судья в отставку?

На заседании выяснилось, что судья, по-видимому, колебалась, принимая решение об уходе в отставку. Впервые она написала заявление в сентябре текущего года, но позже просила о переносе его рассмотрения, а потом и вовсе отозвала. Во второй раз Чиркова решилась оставить пост в октябре, попросив об отставке с 1 декабря 2015 года. Заседание квалифколлегии было назначено на 23 октября, а накануне судья снова подала заявление о его переносе на 20 ноября, объяснив, что ей необходимо уточнить данные относительно своего стажа и неиспользованного отпуска для назначения пожизненного содержания. Но ККС заявление не удовлетворила и все равно провела заседание. "Права и законные интересы заявительницы не нарушены, решение принято по ее волеизъявлению", – сказал глава квалифколлегии, судья Красноярского крайсуда Александр Астапов, пояснив, что неоднократно разговаривал с Чирковой и та подтверждала свое намерение уйти с занимаемой должности.

Судья же, наоборот, рассказала судье ВС РФ Алле Назаровой, которая рассматривала ее жалобу, что передумала уходить в отставку. Она пояснила, что для назначения максимальной судейской пенсии необходим стаж в 25 лет, а председательские полномочия как раз продлятся недостающие три года. "Зачем же вы написали заявление?" – недоумевала Назарова, а Чиркова отвечала, что тогда еще не знала всех тонкостей и полагала, что при назначении пенсии ей могут зачесть и стаж работы в аппарате.

– Мы с вами говорили по телефону 22 октября, накануне заседания. Говорили ли вы мне, что хотите отозвать заявление? – решил уточнить Астапов.

– Я говорила, что хочу перенести заседание, – настаивала Чиркова.

Была ли в деле подоплека?

Глава квалифколлегии рассказал, что судья написала заявление об уходе в отставку не просто так. В июле этого года по представлению председателя Красноярского краевого суда Николая Фуга ее едва не лишили полномочий. Проверка анкетных данных показала, что близкая родственница Чирковой имеет две судимости, о которых та не сообщила при назначении на должность. В июне 1982 года ее привлекли к уголовной ответственности за халатность, а в мае 1985 года – за подлог и присвоение государственного имущества. Кроме того, подавая документы, судья указала неверную фамилию родственницы (та изменила паспортные данные после развода с мужем, но долгое время не меняла документы) и ошиблась с годом ее рождения.

И на дисциплинарном разбирательстве, и на заседании в ВС Чиркова утверждала, что не знала о судимостях, поскольку о них в семье не говорили. В 1982 году она была несовершеннолетней, а в 1985-м уже не жила вместе с родственницей. Однако ККС доводов судьи не приняла и признала ее действия дисциплинарным проступком (п. 8 ст. 5 закона о статусе судей), но наказание не назначила, в связи с истечением срока давности (см. "ККС отправила в отставку главу суда, которая при назначении скрыла судимости матери"). "Это [решение] и повлекло за собой, как я понимаю, решение судьи уйти в отставку", – предположил Астапов.

Случай с Чирковой – не первый, когда после назначения судьи у него обнаруживаются родственники с криминальным прошлым. Так, в октябре прошлого года ККС Дагестана уволила судью Кумторкалинского районного суда Арсена Гаджимагомедова, который при назначении на должность в 2007 году скрыл сведения о судимости двух родных братьев и отца своей супруги, указав в анкете только тех близких, которые проблем с законом не имеют. Квалифколлегия не нашла в его действиях дисциплинарного проступка, но посчитала, что Гаджимагомедов нарушил п. 7.1 ст. 6 закона о статусе судей, который позволяет прекратить полномочия в случае выявления факта назначения судьей лица, который на тот момент не соответствовал требованиям, предъяляемым к этой должности. Однако при обжаловании решения квалифколлегии в ВС судья Назарова оставила ее без удовлетворения и изменила основания для увольнения судьи на подп. 13. п. 1 ст. 14 закона о статусе судей – за совершение дисциплинарного проступка (см. "Молчание судьи тоже может быть проступком. Длящимся"). Судья не сдался и пошел в апелляцию. И снова безрезультатно: 12 мая 2015 года тройка судей под председательством Галины Манохиной рассмотрела его жалобу и отказала в ее удовлетворении, подтвердив, что дисциплинарный проступок был, а суд просто исправил "ошибочную ссылку" на основание для увольнения (см. "Судью лишили статуса за "нарушение морально-этических норм").

Главный вопрос

Однако судью Назарову интересовала не только возможная подоплека действий Чирковой, но и причины, по которым ее заявление о переносе заседания не было удовлетворено. Астапов ответил, что Емельяновский райсуд – довольно крупный, 10–11-составный, и местная пресса внимательно наблюдала за ситуацией с отставкой председателя. Очередное отложенное заседание, по его словам, вызвало бы негативные отзывы. "Судья не просила о другой дате отставки, не отзывала заявление, поэтому неважно было, когда мы примем решение", – говорил он.

– Было ли ее решение об отставке добровольным? – задала Назарова главный вопрос.

– Она не один раз подавала заявление… – ответил председатель ККС, упомянув еще раз, что Чиркова отказываться от намерений не собиралась.

– Я просила об отложении заседания, поэтому считаю, что нет, – ответила сама судья, пытаясь доказать, что все-таки не собиралась покидать председательский пост.

Назарова удалилась в совещательную комнату, а вернувшись, сообщила о том, что заявление Чирковой об отмене решения об отставке удовлетворено.