Первый же свидетель защиты, допрошенный сегодня Гагаринским судом из-за неявки свидетелей обвинения, заявил, что служебный Mercedes "Лукойла" с вице-президентом компании выехал на встречную полосу, но показания, данные им на предварительном следствии, это не подтвердили.
Константин Богданов в день аварии, в которой погибли Ольга Александрина (теперь ее судят посмертно) и Вера Сидельникова, был за рулем серебристой Audi A8. После затора на подъезде к Гагаринской площади в центр из области "некие машины начали объезжать [его] с выездом на полосу встречного движения". Он наблюдал маневры машин (точнее их количество он не смог вспомнить и в разное время называл от трех до пяти машин) в левое зеркало заднего вида, следующим, по его словам, по тому же маршруту "выехала черная машина Mercedes". "На мой взгляд, автомобиль хотел последовать за этими тремя машинами", — сообщил свидетель. Буквально через пару секунд Богданов услышал звук удара автомобилей, почувствовал сильную вибрацию, испугался, что его тоже задело, но с его Audi все было в порядке.
- Давайте сразу уточним, пока суду не очень понятно то, что вы показываете. Вот эти автомобили, которые вас обошли слева, они проследовали по уже существовавшей резервной или по встречной полосе? — спросила судья Ольга Зельдина.
- Слева была полоса, примерно получалось, что машины едут половину по встречной, — ответил тот.
- Mercedes куда выехал?
- Большей частью на резервной, частью на встречной, — сообщил Богданов. – Как сам понимаю, это было так, — добавил он позже, но точнее сформулировать не смог – было "трудно вспомнить".
- Правильно я понимаю, что машина уже заняла прямолинейное положение и выехала? – решила уточнить судья.
- Я видел сам момент выезда, момент удара я не видел. [Mercedes] немного под углом был – [примерно] 45°.
- Вы зафиксировали в своем поле зрения полный корпус? – спросила адвокат Александриных Людмила Айвар. Первой свидетеля допрашивала она.
- Переднюю часть.
Столкновение произошло на расстоянии "порядка двух корпусов" машин от него. Мельком окинув взглядом автомобили и увидев, что их передние двери сильно не повреждены, Богданов решил, что никто не пострадал, и сразу же уехал. Его никто не допрашивал и свидетелем он стал по собственной инициативе: откликнулся на призыв Федерации автовладельцев России (ФАР), разыскивавшей свидетелей аварии. ФАР выделила ему адвоката, который ходил с ним на допрос и очные ставки с Александром Фурманом и Владимиром Картаевым – охранником и водителем вице-президента "Лукойла".
- В тот момент, когда в левое зеркало увидели Mercedes, выезжавший на разделительную полосу, сколько автомобилей находилось между вами? – непривычно громким голосом спросил свидетеля прокурор Семен Игнатов, когда подошла его очередь задавать вопросы.
- Порядка двух, — ответил Богданов, но описать автомобили не смог. Помогла уже исследованная ранее запись с камер наблюдения. — Когда [на следствии] смотрели видеозапись, одна [из двух машин], которая была за мной – это Suzuki Grand Vitara, — начал припоминать свидетель, а когда ему продемонстрировали видеозапись, опознал и свою Audi, и Suzuki, и "жигули", о которых говорил на следствии.
- Почему не вызвали экстренные службы на место дорожно-транспортного происшествия? – наседал прокурор.
- Я видел Citroеn со стороны задней части, у Mercedes [его он видел спереди], на мой взгляд, не было повреждений. Как мне тогда показалось, помощь не требуется, — сказал свидетель.
- [Обгонявшие автомобили] были оборудованы спецсигналами?
- Нет, не были, — уверенно ответил Богданов. На Mercedes он тоже никаких маячков не увидел.
- В соответствии с показаниями свидетеля Чуйкова, который ранее был допрошен в судебном заседании, — начал задавать следующий вопрос прокурор, но его прервала Айвар, посчитав такую формулировку со ссылкой на не озвученные свидетелю показания недопустимой.
- Уважаемый защитник, вы перебили государственного обвинителя. Вопрос еще не выслушан судом, пожалуйста, присядьте, прежде чем возражать, надо дослушать, — решила судья. Обвинитель сформулировал свой вопрос – он просил откомментировать слова Чуйкова о том, что никакого затора не было. Судья его сняла: "Свидетель придерживается другого мнения".
- Вы можете утверждать, что в ДТП участвовал именно тот автомобиль черного цвета? – продолжил допрос прокурор.
- Утверждать не могу, потому что не запомнил и не видел номерных знаков, — ответил свидетель.
- Это ваше предположение или утверждение? – спросил адвокат "Лукойла" Гарри Мирзоян, до этого почти не участвовавший в допросах.
- Предположение, — сказал свидетель, но тут же отвечая Айвар, мог ли какой-то другой Mercedes оказаться на месте ДТП за это время, четко сказал, что нет.
Всех деталей Богданов вспомнить не смог, и суд по ходатайству Айвар решил огласить его показания на предварительном следствии в марте 2010 года. А тогда он говорил о выезде Mercedes на разделительную полосу – о встречной в показаниях речи не было.
- Все-таки вы точно утверждаете, что Mercedes выехал на полосу встречного движения? – спросила Айвар.
- Я знаю, что там нельзя проехать по разделительной полосе, не задев встречную. Сказать, что он пересек полосу между разделительно и встречной, я сейчас не могу, — ответил Богданов.
- Вы в показаниях следователю говорили, что на встречную, — попыталась сформулировать Айвар.
- Такие показания следователю он не давал. Он говорил про разделительную. Уважаемый защитник, суд не снял вопрос, который очевидно показывает, что вы искажаете показания свидетеля, надеясь, что свидетель вас поправит, что и было сделано, — отметила судья, сделав адвокату замечание. Айвар признала, что ошиблась, и про выезд Mercedes на встречную полосу больше не говорили.