Четыре года назад в Ефремовский районный суд Тульской области пришел новый председатель и принес свои правила. По словам очевидцев, в суде отныне чуть ли не каждый день могут проводиться совещания, на которых глава доводит служителей Фемиды до состояния нервного и для ведения заседаний неподходящего. Осыпает обвинениями в грубой, диктаторской форме, отчего у тех трясутся руки. Такие новинки судья с 18-летним стажем Татьяна Тимофеева терпела до тех пор, пока ей в местной ККС не отказали в присвоении очередного класса, тоже, как она считает, с подачи председателя. В ВККС тульским порядкам удивились, досталось за решение и местной ККС, обосновавшей отказ Тимофеевой статистикой, которую рассмотрела не слишком объективно.
В Ефремовский райсуд Татьяна Тимофеева пришла работать судьей в феврале 1995 года, да так и осталась. Серьезных нареканий за 18 лет, судя по документам, не имела, как, впрочем, и поощрений, а 5 июля 2013 года квалификационная коллегия судей Тульской области отказалась переводить Тимофееву из ее шестого в пятый класс. Представление о проведении аттестации поступило в облсуд, откуда его глава Юрий Рябцов, назначенный на должность только в минувшем апреле, передал в ККС. Сочтя решение несправедливым, судья пожаловалась в ВККС.
"Я поддерживаю свою жалобу и считаю, что ККС не учла ту атмосферу, которая сложилась в Ефремовском суде в моем отношении", — заявила Тимофеева на заседании Высшей квалифколлегии в четверг. Она рассказала, что осенью 2009 года в суд пришел новый председатель Николай Панюков, и началось. Судей, по ее словам, могли ежедневно собирать на совещания и подвергать обструкции. Так, однажды сама Тимофеева вынесла постановление о заключении под стражу гражданина Узбекистана, его адвокат подал апелляционную жалобу, а Панюков незамедлительно организовал всеобщий сбор. "Он подверг мое постановление жесточайшей критике, назвал его незаконным, но я отказалась в нем что-либо менять и сказала, что если что не так, то поправит облсуд. Казалось, что я подвергаюсь какой-то обструкции… чтобы и другие судьи меня ругали", — рассказала судья. По словам заявительницы, уже после совещания она, еще раз перечитав кодексы, вернулась к председателю, но он не захотел разговаривать. Зато, как ей стало потом известно, по телефону предупредил начальника полиции, что постановление о заключении под стражу незаконно. Успел он позвонить с той же целью и городскому прокурору. "Через три дня мое постановление признала законным вышестоящая инстанция, а передо мной никто даже не извинился", — подвела итог истории Тимофеева.
Впрочем, по ее словам, такие ситуации не редкость, совещания проводят постоянно, и там председатель критикует решения судей в "какой-то грубой, диктаторской форме". При этом явка на сборы строго обязательна, рассматриваемые дела на это время необходимо было приостановить. "С них [совещаний] приходят с дрожащими руками, возвращаешься в процесс и не слышишь, что тебе отвечают на допросе. Думаешь, что тебе там наговорили", — описала судья последствия общения с председателем. Класс, считает Тимофеева, не присвоили "только из-за враждебных отношений". Дрожащим голосом она сообщила, что уже сегодня ей позвонили [из Ефремовского райсуда] и сказали, что за свою поездку она получит прогул: "За то, что я посмела уехать на заседание ВККС". Под конец она добавила, что ее нагрузка была выше, чем среднеобластная, а там, где ее в решении ККС попрекают неудовлетворительными показателями отмены решений, они на самом деле хуже средних всего на 0,1%.
- Сколько лет вы с ним [Панюковым] работаете? – спросила председатель Восьмого арбитражного апелляционного суда Людмила Литвинцева.
- Последние четыре года до этого никаких проблем не было, — пояснила Тимофеева, — Я не могу сказать, почему все это началось. Единственное, он требовал поддерживать его в обструкции других судей, но я молчала, не поддерживала, — добавила она дрожащим голосом.
- Вот все-таки мнение об оставлении вас в 6-м классе подписал председатель облсуда, а не вашего… — заметил кто-то из членов ВККС.
- Тогда он [глава облсуда] проработал не более двух месяцев. Очевидно, он просто доверился позиции председателя райсуда [Панюкова], — объяснила Тимофеева.
К разговору присоединился глава 3-го окружного военного суда Александр Сбоев. Его заинтересовало, правильно ли он понял, что председатель вмешивался в деятельность судьи.
- Вы сообщаете сейчас нам о преступлении. Вы заявляли об этом в органы судейского сообщества? – спросил Сбоев.
- Я расцениваю это как нарушение этики. Вот если бы он заставил что-то принять… Я сама приняла [решение]. Он после давил, — сказала Тимофеева.
После небольшой паузы слово дали представителю областной ККС, который никак не представился, а свое имя не сообщил и после заседания. Он считал, что нарушений в отказе Тимофеевой не было. "В своем эмоциональном выступлении заявительница рассказала о председателе Панюкове. Насколько мне известно, совещания там проходят, но после того, как апелляция отменяет какие-либо судейские решения", — уверенно заявил представитель ККС и тут же он коснулся статистики. — В 2012 году 15 ее решений отменены или изменены, в 2011 году…"
Все эти документы с цифрами у членов ВККС уже были, и они предпочли задать конкретные вопросы. Начал глава ВККС, Начал глава ВККС, судья Президиума Верховного суда РФ Николай Тимошин, председатель судебного состава, член президиума ВС РФ Николай Тимошин.
- Действительно показатели отражены… Вы считаете, это основание не присвоить класс? Разница со среднеобластными значениями незначительная. А вот бывают года, где и выше показатели. Сказать, что судья некачественно рассматривает дела из вашей статистики, согласитесь, тяжело. Плюс вы не указали нагрузку.
- В решении мы указали число отмененных дел. Вот есть 15 дел в год, вот восемь, вот пять. По 15 отмененных решений ни у кого нет в 2012 году, — начал представитель тульской ККС.
- Так вы не ответили про нагрузки. Непонятно, почему 15 — это много. Из какого количества?
- Понимаете, среднеобластная нагрузка… — замялся отвечающий, — Общие дела распределяются на всех, она [Тимофеева] не рассматривала уголовные дела, у нее нагрузка по гражданским делам будет несколько выше, чем среднееобластная, но так неправильно считать.
- Почему? Что вы такое говорите, не понимаю, — возмутился кто-то из судей.
- Средняя нагрузка по суду где она работала — это вы считали? - спросил председатель Арбитражного суда Краснодарского края Владимир Белов.
- При себе нет….
- Ну извините тогда.
- А вот вы написали, что больше половины проголосовали за оставление в прежнем классе — это сколько? Все?
- Почти.
- Все понятно.
На этом судьи ВККС остались на совещание и спустя 15 минут жалобу Тимофеевой удовлетворили, отменив решение квалифколлегии Тульской области.
- Скажите, как мне быть, рабочий день у меня или нет? Мне отгул взять может? – обратилась к присутствующим заявительница. Выглядела она скорее растерянной, чем довольной.
- Вы же знаете, что рабочий, — сказал Тимошин, но по виду судьи это знание ее не успокаивало.