Авиакомпания Air France не пустила на свой рейс в Париже россиянку, объявив ее опоздавшей, хотя другие пассажиры, подошедшие к выходу позже, попали в самолет. А ее супруга вернули из автобуса в аэровокзал якобы он был некорректен и пьян. Но когда дело дошло до разбирательств в российском суде, юрист французской авиакомпании крайне удивил судью: доказательств у него не было, а самые внятные ответы на вопросы заключались в том, что сотрудники Air France не должны ни перед кем отчитываться. Его оппонент уже был готов поверить, что они по крайней мере богоподобны, но от компенсации перевозчика это не спасет: он должен выплатить более 100 000 руб.
Роман и Валентина Новиковы решили отпраздновать новый 2013 год с друзьями в Париже, предварительно слетав в Испанию. В сентябре 2012 года пара приобрела четыре билета на рейсы авиакомпании Air France общей стоимостью 45 000 руб. 26 декабря они должны были прилететь в Барселону транзитом через Париж, 30 декабря отправиться в столицу Франции, а 4 января 2013 года вернуться в Москву.
Вечером 26 декабря Новиковы вместе с друзьями вылетели из Москвы в Париж с опозданием. Но на борту стюард заверил их, что если они не успеют на рейс в Испанию в другом терминале, то смогут улететь через два часа. Однако в аэропорту французской столицы начались неприятности. По версии Новиковых, им пришлось бежать "сломя голову", но они все равно опоздали на самолет.
Другой авиарейс на Барселону, как и обещали сотрудники Air France, был, пассажиры получили новые талоны на посадку, до которой оставалось еще больше часа. Но проблемы не закончились. Валентине Новиковой стало плохо, она приняла таблетку и отошла в туалет привести себя в порядок, а остальная часть компании, предварительно побывав в кафе, стояла в очереди к выходу на посадку, а затем села в автобус. Новикова же оказалась перед стойкой, по ее словам, через 25 минут после начала регистрации, в 20:05 по местному времени. Она вспоминала, что "люди еще проходили в автобус" (по крайней мере, это была одна семья из четырех человек), но ее туда не пропустили по версии Air France, время вышло. А когда Роман Новиков вышел из автобуса, чтобы разобраться в ситуации, его регистрацию аннулировали.
Самолет улетел без двух пассажиров, которым Air France предложила купить новые билеты – по 650 евро за каждый. Роман Новиков был настолько возмущен, что порвал "бумажку" c этим предложением, пара провела ночь в аэропорту, а в Барселоне, куда они отправились другой авиакомпанией, их ждал еще один сюрприз – обратные билеты в Париж, а затем и в Москву, Air France аннулировала.
Претензия, адресованная перевозчику, ничего не дала, и в мае 2013 года последовал иск в Замоскворецкий райсуд Москвы. Новиковы требовали взыскать с Air France стоимость неиспользованных авиабилетов (30 000 руб.), убытки на разницу в стоимости билетов, которые им пришлось покупать в Париже и Барселоне (30 500 руб.), неустойку (по 900 евро каждому), судебные расходы (48 700 руб.), а также компенсировать моральный вред. Сначала они оценивали его по 30 000 руб. в пользу каждого из супругов, затем сумма была увеличена до ста тысяч обоим.
- Вы не могли подойти к сотруднику авиакомпании сказать, что вашей жене стало плохо и нужно оказать ей помощь? спрашивал Новикова в суде представитель Air France, а потом стал почти что укорять: Вы же стояли у стойки и, не дожидаясь своей жены, прошли на посадку.
- Почему они должны вместе обязательно проходить? – удивилась представитель истцов Наталья Расулова. — Почему другие пассажиры, пришедшие на борт после нее, были посажены?
На этот вопрос юрист французской авиакомпании предпочел не отвечать, зато выдвинул новую версию претензий к Роману Новикову:
- Он был в состоянии алкогольного опьянения.
"Доказательства? спросила судья Марина Мусимович. Она явно недоумевала. Когда возникла конфликтная ситуация, вы вдруг установили, что он был в состоянии алкогольного опьянения". Представитель Air France на это ответил, что Новиков был некорректен, а надо "всегда вести себя спокойно".
- В чем некорректность его поведения? Что если он был эмоциональный? Как это [его супруга] останется одна в чужой стране без денег? продолжала спрашивать судья.
- Агрессия недопустима, — стоял на своем представитель авиакомпании.
- Некорректность и агрессивность — это разные вещи. Вы определитесь, — посоветовала ему судья, а когда он вновь начал говорить про состояние алкогольного опьянения, заметила: Это слова, которые ничем не подтверждаются. Состязательность процесса никто не отменял.
- Он в нарушение правил вернулся из автобуса. Это поведение неправильное, — заявил тогда юрист Air France, а Новиков не выдержал:
- Вы сами себя слышите? Получается, что передо мной стоял сотрудник вашей авиакомпании, который стал богом! Я подошел к вашим сотрудникам и неоднократно просил пропустить мою жену, а затем напомнил про семью, появившуюся у стойки после его супруги и благополучно попавшую в автобус: Как мы только что выяснили, техническая возможность пустить была.
Судью же интересовало, почему Новикова, вышедшего из автобуса, отправили обратно в аэровокзал, а Константина Шульженко, который был рядом с ним и помогал объясняться с французами, с рейса снимать не стали.
- Сотрудники компании посчитали его состояние адекватным. Они в силу своих внутренних убеждений принимают решение, так как несут ответственность за безопасность пассажиров, — ответил представитель Air France.
- Где же полиция, которую вы вызвали и оформили [Новикова] как минимуму к штрафу? — спросила судья. Если вы такие слова используете, как "опасность".
- Во Французской республике очень либеральные законы.
Сторона истца с подробным замечанием была не согласна. "За любое минимальное правонарушение его бы скрутили мгновенно", — заявила Расулова, а Новиков привел пример: "За то, что я порвал бумажку, мне сказали "maybe policе"? Представляете, что бы там случилось, если бы я начал хотя бы повышать голос".
Свидетели – Шульженко и Наталья Вилкова подтвердили версию истцов: Новиков был трезв и спокоен. А когда юрист французской компании заявил, что показаниям друзей истцов доверять не надо, судья заметила, что он также мог предоставить своих свидетелей, но не сделал этого.
На вчерашнем заседании Air France представила новые аргументы. "Ответчик не несет ответственности за стыковочные рейсы. Истцы, покупая билеты, знали, что на стыковку будет 55 минут. Никто не мешал купить им другие билеты, — говорил он. — Если истица опоздала… Есть правила, по которым сотрудники компании вправе отказать в посадке без объяснения причин.
- Что это у вас за компания такая? Я первый раз сталкиваюсь с такой ситуацией, чтобы с людьми так поступали. Какое-то хамское отношение, — возмутилась судья. — Никаких документов, что посадка была закрыта, вы не предоставили.
- Это не предусмотрено правилами.
- Зато это предусмотрено процессом, — сказала судья вчера, а сегодня попыталась выяснить у ответчика, какими правилами регулируется время окончания посадки на рейсы Air France.
- У вас в билете указана посадка с 19:40. Она же не может идти 20 минут? – спросила судья.
- В данной ситуации, думаю, посадка началась раньше, — заявил представитель ответчика.
- Но у вас в талоне написано 19:40. Вы на мой вопрос четко ответьте! Все юлите и юлите… По общему правилу в российских авиакомпаниях посадка идет 40 минут. Время окончания посадки где указано?
- В данном посадочном талоне не указано.
- Вы не ответили. Сколько отведено пассажиру на посадку? 20 минут?
- На данный рейс 20 минут.
- Чем это подтверждается? С чего вы это взяли?
- Я не готов вам подтвердить это документально, — признал ответчик, но тут же добавил: — Времени у истцов было достаточно.
Подобные ответы возмутили судью еще больше. "Я что в самолетах никогда не летала? Что вы мне сказки рассказываете! Ваше словоблудие меня просто удивляет. Вам, чтобы посадить 300 человек, 45 минут не хватит. Автобус даже не уходил. Я сама много раз опаздывала на самолет, но никогда российские компании ко мне так не относились. А тут человек вообще никуда не опоздал. Он подошел, еще шла посадка, вы семью пропустили другую. Не было никаких причин не пустить ее на самолет, негодовала Мусимович, а затем рассказала, что будет, когда она выйдет из совещательной комнаты: Это хамство вашего определенного сотрудника, с которого, я полагаю, надо будет эту сумму удержать, которая будет взыскана судом.
- Ваша честь, это единичный случай! – попытался отстоять честь компании сотрудник Air France.
- Если бы это был не единичный случай, вы давно бы разорились и сидели бы там, в Париже, и никуда бы не летали, — отчитала его судья. На вынесение решения у нее ушло три заседания и 20 минут в совещательной комнате. Она частично удовлетворила требования Новиковых, присудив им стоимость билетов (30 000 руб.), разницу в цене между аннулированными и новыми билетами (30 500 руб.), компенсацию морального вреда (по 30 000 руб. каждому) и судебные расходы (8 700 руб.).