19 декабря 2011 года "Право.Ru" и газета "Ведомости" опубликовали результаты второго ежегодного рейтинга юридических компаний "Право.Ru-300". Теперь редакция подводит итог дискуссии.
Рейтинг "Право.Ru-300" — комплексное национальное исследование российского юридического рынка. С 2010 года портал "Право.Ru" проводит его ежегодно в партнерстве с газетой "Ведомости" (рейтингу традиционно посвящено зимнее приложение газеты "Юридический бизнес") и компанией Ernst & Young (проверка методологии и результатов рейтингования).
Оценка масштабов бизнеса
В исследовании этого года методология была несколько скорректирована. "Право.Ru" отказалось от составления сводных рейтингов — общего и регионального, но в основе ранжирования остались те же два по-настоящему фундаментальных показателя для оценки бизнеса юрфирм: выручка и количество штатных юристов. На их базе были раздельно построены соответствующие рэнкинги. "Критерии — выручка, число юристов и выручка на партнера — представляются разумными. Никто в мире лучшего пока не придумал", — пояснял управляющий партнер "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" методологические принципы рейтинга "Ведомостям" в прошлом году. Именно эти показатели отражают масштабы бизнеса той или иной юридической фирмы наилучшим образом. Впрочем, некоторые крупные игроки юррынка выразили сожаление, что сводный рейтинг в этом году не составлялся. "На наш взгляд, не стоило отказываться от общего рейтинга компаний", — сказал "Право.Ru" управляющий партнер адвокатской фирмы "Юстина" Олег Шаманский. Тем не менее, он считает, что критерии последнего рейтинга, хоть и несколько изменились, остались правильными. "В таком виде [рейтинг] не отражает реальной картины рынка, — возражает управляющий партнер Lidings Сергей Аксенов, — и может в большей степени ввести в заблуждение, чем стать полезным при выборе консультанта".
Крупные компании, не ставшие заполнять анкеты и потому не попавшие в рэнкинги, были включены в отдельный список. В основном, "отказники" недовольны необходимостью раскрытия финансовых показателей по России и хотели бы изменения методики рейтинга в этой части. "Есть вопросы, ответы на которые могут предоставить не все юридические компании, — сказал Фальк Тишендорф, глава московского представительства Beiten Burkhardt. — Прежде всего [это происходит] из соображений конфиденциальности и собственной внутренней политики. Особенно это касается международных компаний, которые придерживаются общих внутренних правил о конфиденциальности информации, распространяющиеся на офисы во всех странах мира. Одним из таких вопросов является раскрытие данных о выручке компании, в том числе стоимость некоторых проектов".
Ряд участников рынка считают, что исключение выручки из методологических основ рейтинга привело бы к серьезному изменения в табели о рангах. Однако, скорее всего, это не так. Если сравнить участников "Право.Ru-300" и "отказников" по второму из двух ключевых показателей – количеству штатных юристов (с учетом только российских офисов), выяснится, что последние займут в рейтинге далеко не самые высокие места. Для иллюстрации этой мысли мы совместили top-50 юрфирм по количеству юристов и список компаний, отказавшихся от участия в исследовании. В результате Linklaters, самая крупная из не попавших в "Право.Ru-300" фирм, занимает лишь девятое место. Дальнейшие выводы читатели могут сделать сами. Для удобства мы выделили юркомпании, не предоставившие о себе сведения, жирным шрифтом. В тех случаях, когда в фирмах работает одинаковое число юристов, они даны в алфавитном порядке.
- Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры, 244
- Пепеляев Групп, 160
- Salans, 107
- Vegas Lex, 100
- CMS, 90
- DLA Piper, 86
- Goltsblat BLP, 84
- AstapovLawyers, 75
- Linklaters, 74
- Clifford Chance, 73
- Алруд, 70
- Herbert Smith, 69
- Городисский и партнеры, 67
- PricewaterhouseCoopers, 65
- Юст, 65
- ФБК-Право, 60
- Яковлев и партнеры, 59
- Клифф, 57
- White & Case, 55
- Юков, Хренов и партнеры, 53
- Freshfields Bruckhaus Deringer, 53
- Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры, 50
- Allen & Overy, 47
- Dewey & LeBoeuf, 42
- Noerr, 41
- Линия права, 40
- Sameta, 40
- Hannes Snellman, 40
- Incor Alliance, 40
- Hogan Lovells, 39
- Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, 36
- Capital Legal Services, 34
- Baker & McKenzie, 34
- Gide Loyrette Nouel, 32
- Олевинский, Буюкян и партнеры, 32
- Юстина, 31
- Муранов, Черняков и партнеры, 30
- Norton Rose, 30
- Падва и партнеры, 30
- Tenzor Consulting Group, 30
- Akin Gump, 29
- Beiten Burkhardt, 29
- Князев и партнеры, 27
- Debevoise & Plimpton, 27
- АдвокатЪ, 26
- Baker Botts, 26
- Lidings, 26
- Правый берег, 26
- ТАКО, 26
- Андрей Городисский и партнеры, 25
- VISTA, 25
- Резник, Гагарин и партнеры, 25
- Squire, Sanders & Dempsey, 25
- Бартолиус, 24
- Dechert, 24
- IT Counsel, 22
- Суррей, 21
- Центр правового обслуживания, 21
- Chadbourne & Parke, 21
- Тимофеев, Фаренвальд и партнеры, 20
- DELCREDERE, 18
- Приоритет, 18
- ЮК Проф, 18
- Андреевы и партнеры, 17
- Левант и партнеры, 17
- Лемчик, Крупский и партнеры, 17
- Skadden, Arps, Slate, Maar & Flom, 17
- Latham & Watkins, 17
- Барщевский и партнеры, 16
- SNR Denton, 16
- Барабашев и партнеры, 15
- Specht Rechtsanwalt, 14
- Orrick, Herrington & Sutcliffe, 13
- Мюллер и Аверин, 11
- Duvernoix Legal, 10
- Clyde & Co, 7
- Winston & Strawn, 5
- Haynes and Boone, 3 (партнеры)
- Vinson & Elkins, 2 (партнеры)
- De Berti Jacchia Franchini Forlani, 2
Не исключено поэтому, что нежелание грандов мирового юридического рынка раскрывать показатели по России отдельно вызвано совсем не сложностью анкеты. Дело в том, что многие крупные сделки, которые обеспечивают российские юристы, работающие на "ильфов", идут в счет выручки лондонских, парижских, нью-йоркских и других офисов, а на российских подразделениях они предпочитают эти доходы не отражать, что, например, вызвало вопросы со стороны российских налоговиков к CMS. Наверняка схожие претензии можно выдвинуть не одному десятку западных юрфирм, поэтому многим из них нет никакого резона привлекать к своим заработкам дополнительное внимание. "Ильфам наша „российская объективность“ особо не нужна", — иронизирует старший партнер "S&K Вертикаль" Константин Крутильников.
"Клиентские" рейтинги"
В отраслевых рейтингах – а именно они замышлялись нами как "клиентские", призванные помочь в выборе юрфирмы по тому или иному направлению практики – мы не стали отходить от выработанного в прошлом году подхода, а лишь скорректировали список отраслей. В 2011 году их стало 13 вместо 15 в рейтинге 2010 года, зато добавились репутационный рейтинг, который подавляющее большинство из более 30 опрошенных "Право.Ru" после выхода рейтинга юркомпаний посчитали большой удачей.
С другой стороны, многие специалисты сетуют на то, что "Право.Ru" не обнародовало более подробную информацию об участниках рейтинга. "[Например, не хватает] возможности сравнивать проекты с конкурентами", — сетует Андрей Арих, менеджер по связям с общественностью юридической группы "Яковлев и партнеры".
Однако в этом случае редакция находится в жестких ограничениях по конфиденциальности. Менее 20% участников готовы не просто предоставить информацию для рейтингования, но и дать разрешение на ее публикацию. Учитывая этот факт, пока невозможно пойти на раскрытие большего числа фактов или сделать рейтинг более подробным. Хотя со временем ситуация может и измениться.
Юридический рынок оправился от кризиса
Самый главный вывод, который можно сделать на основании сводных данных, предоставленных в рамках анкетирования юркомпаний к рейтингу "Право.Ru-300" — юридические фирмы-лидеры полностью оправились от кризиса. Если какие-то практики, вроде M&A, и "просели", падение компенсировалось ростом по другим направлениям. Это утверждение справедливо и для Москвы, и для крупнейших российских региональных юркомпаний. По нашим подсчетам, компании, вошедшие в топ-50 по Москве, за истекший год заработали почти 11,1 млрд руб., а участники регионального топ-50 – чуть менее 2 миллиардов. В денежном выражении это приблизительно составляет 40% российского юридического рынка (мы не учитываем мелкие компании, занимающиеся, например, регистрацией ООО, и фирмы, для которых юрбизнес не является основным или хотя бы важным направлением деятельности, а также "черный" рынок).
Российский юридический рынок по-прежнему замкнут на столицу: самые значимые и самые крупные сделки, как и раньше, осуществляются московскими и западными фирмами; участие в них региональных юридических компаний как правило сводится к субподряду. Именно этим объясняется почти шестикратная разница в совокупных заработках между фигурантами top-50 по Москве и top-50 по регионам.
Если говорить об отдельных практиках, то самым конкурентным направлением оказался арбитраж: чуть ли не единственная область, где российские юрфирмы в общем и целом дают очевидную фору западным коллегам. Тем не менее, "ильфы", попавшие в рейтинг, идут с "рульфами", что называется, ноздря в ноздрю. Совокупно фигуранты данного рейтинга участвовали в проектах, стоимость которых (мы имеем в виду "бумажную" стоимость, указанную, например, в исковых заявлениях) даже по самым скромным подсчетам приближается к 1,5 трлн руб.
В самых капиталоемких и престижных отраслях лидируют иностранные юридические фирмы. Например, Akin Gump Strauss Hauer & Feld LLP признана лучше фирмой сразу в трех крупнейших номинациях: корпоративное право, природные ресурсы, телеком и медиа. Лучшая фирма в другой знаковой практике — коммерческая недвижимость — Goltsblat BLP — по сути дела иностранная юрфирма. Крупнейшие "рульфы" (речь о "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры, "Юков, Хренов и партнеры", Vegas Lex и "Пепеляев Групп") стали лучшими практически во всех остальных отраслевых рейтингах.
Резюме
Многие западные фирмы, работающие в России, охотно участвуют в западных же рейтингах. Считается, что крупные заказчики при выборе юридического консультанта обязательно смотрят, прежде всего, на его место в исследованиях Chambers или Legal 500. "Упоминание в рейтинге „Право.Ru“, — считает, например, Константин Саранчук, руководитель страховой практики московского офиса Clyde & Co (компания отказалась от участия в исследовании), — не более чем обычное упоминание фирмы в сетевом СМИ, а издержки, связанные с попаданием в рейтинг, превышают обычные издержки, трудозатраты. Плюс [появляется] необходимость делиться финансовой информацией, против минимальной отдачи с точки зрения развития бизнеса фирмы". Хотя, вполне вероятно, этот взгляд не отражает реалий крупного национального рынка юридических услуг, которым является российский. "[Мы решили участвовать] в первую очередь потому что многие наши российские клиенты спрашивали, почему нас нет [в „Право.Ru-300“], — рассказал управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат (в 2010 году его компания отказалась подать анкеты). — Есть сильный информационный партнер, и, кроме того хотелось посмотреть, где мы могли бы быть".
"В целом картинка выглядит достаточно объективно (с оговоркой об „объективности“ применительно к любому рейтингованию). Отрасли представлены весьма полно", — резюмировал результаты рейтинга партнер юридической компании "Юков, Хренов и партнеры" Александр Хренов.