ПРАВО.ru
Интерправо
28 июля 2010, 14:23

Дело наследницы L'Oreal спасет институт судебных следователей?

Дело наследницы L'Oreal спасет институт судебных следователей?
В центре внимания следователей недавно оказались счета Лилиан Бетанкур в банках Швейцарии, а также земля и недвижимость на Сейшельских островах Фото с сайта lefigaro.fr

Громкое дело, связанное с налоговыми нарушениями наследницы L'Oreal 87-летней Лилиан Бетанкур, вызвавшее политический скандал, вновь вернуло актуальность вопросу о роли института независимых судебных следователей (Jujes d'instruction).

Этот институт давно собирался упразднить Николя Саркози. Реформа, которую проводит президент, предполагает упразднение должности судебных следователей, которые обладают довольно широкими полномочиями в системе юстиции и не подчиняются министру юстиции.

Однако в связи с новым политическим скандалом, которое повлекло расследование о финансовых и налоговых нарушениях Лилиан Бетанкур, многие юристы и судьи видят необходимость передать это дело на рассмотрение именно судебных следователей, а не прокуратуры, которая подчиняется министерству юстиции. Такого мнения придерживается, в частности, Матье Бгдюэль, парижский судья.

Критику со стороны юридического сообщества вызвало решение прокурора Филиппа Корруа (Philippe Courroye) начать расследование этого дела, вместо того чтобы передать его судебному следователю. По мнению критиков, это приведет к контролированию расследования со стороны правительства и президента и к засекречиванию материалов дела.

Судебные следователи, которые чаще всего рассматривают именно дела о финансовых нарушениях, в отличие от прокуроров имеют более широкие полномочия — они могут назначать прослушивание телефонных переговоров, принимать решение о заключении под стражу. Они проводят досудебное расследование и передают материалы в суд для решения вопроса о возбуждении дела. Кроме того, они не подчиняются министру юстиции.

Упразднение ставшего традиционным атрибута французской судебной власти, расширение функций прокуратуры и гособвинителей служит, по мнению Николя Сакози, одной цели — "гарантировать права людей, находящихся под следствием". Однако критики считают, что эта мера приведет к большему контролю над органами юстиции со стороны правительства.

Напомним, в центре внимания следователей недавно оказались счета Лилиан Бетанкур в банках Швейцарии, а также земля и недвижимость на Сейшельских островах. По версии следствия,  могла скрыть от налоговых органов около 80 миллиардов евро.

Ранее по делу о возможных налоговых махинациях предпринимательницы были задержаны ее финансовый консультант Патрис де Мэстр (Patrice de Maistre) и адвокат Фабрис Гогель (Fabrice Goguel). Также по этому делу полиция допросила министра труда Франции Эрика Верта и его жену Флоранс (Florence Woerth), работавшую в компании де Мэстра и непосредственно ведавшую финансами Лилиан Бетанкур.

О махинациях богатейшей француженки стало известно в середине июня 2010 года, когда в СМИ появились записи телефонных разговоров Бетанкур с де Мэстром. В ходе переговоров обсуждалась возможность вывода некоторых активов Бетанкур за рубеж. Речь шла, в частности, о приобретении недвижимости на Сейшелах и укрывании денег на счетах в швейцарских и сингапурских банках.

Вскоре вокруг Лилиан Бетанкур, Патриса де Мэстра и Эрика Верта разразился новый скандал, связанный с нелегальным финансированием предвыборной кампании Николя Саркози. Бывшая бухгалтер Бетанкур Клэр Тибу рассказала журналистам, что в 2007 году де Мэстр снял со счетов миллиардерши 150 тысяч евро и тайно передал их на нужды предвыборной кампании будущего президента. Получателем денег, по словам Тибу, стал Эрик Верт, который еще до избрания Саркози главой государства занимал должность казначея его партии "Союз за народное движение" (UMP). Эту должность он покинул в июле 2010 года в связи со скандалом.

По информации Bloomberg