ПРАВО.ru
Интерправо
29 июля 2010, 14:12

Наследники коллекционера судятся с Венгрией за картину Эль Греко

Наследники коллекционера судятся с Венгрией за картину Эль Греко
Картина "Святой апостол Андрей" кисти Субарбана, на которого претендуют наследники, хранится Будапештском музее

Уже более 20 лет наследники еврейского коллекционера Мора Липота Херцога пытаются добиться от правительства Венгрии возвращения предметов искусства стоимостью более 100 миллионов долларов.

Большинство из картин сейчас хранятся в музеях страны, куда они попали во время и после Второй мировой войны, после того как были украдены нацистами, а затем возвращены в страну.

Теперь проживающие в США наследники Херцога подали в окружной суд в Вашингтоне иск к правительству Венгрии. Соответчиками в иске указаны несколько венгерских музеев. Истцы требуют вернуть им все принадлежавшие семье Херцогов произведения искусства, находящиеся в коллекциях госмузеев, в том числе более 40 картин знаменитых живописцев.

Речь, в частности, идет о картинах Эль Греко и Франсиско де Сурбарана. "Святой апостол Андрей" кисти Субарбана, на которого претендуют наследники, хранится Будапештском музее. Летом 2010 года эта картина была привезена в Москву на выставку "От Рафаэля до Гойи" в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Иск, поданный в американский суд, далеко не первый шаг в борьбе наследников Херцога за возврат картин. Более 10 лет они пытались добиться возврата коллекции через венгерские суды разных инстанций. В ходе тяжбы с венгерским правительством публичную поддержку наследникам Херцога оказал ряд американских политиков, включая Хиллари Клинтон и Эдварда Кеннеди. Однако в 2008 году венгерский суд постановил, что власти не обязаны возвращать картины.

Полотна из коллекции Херцога после Второй Мировой войны оказались и в России. В частности, в коллекции ГМИИ имени Пушкина находится "Карнавал" Гойи, когда-то принадлежавший Херцогу. В 1999 году от имени наследницы коллекционера — американки Марты Ниренберг — был подан иск в Пресненский суд Москвы. Рассмотрение дела Нирингберг в России не завершено до сих пор.

Наследники Херцога также судились с властями Германии и смогли в 2010 году добиться возврата трех картин, в том числе портрета кисти Георга Пенца. В июле эта картина Пенца была продана на аукционе Christie's за 5,6 миллиона фунтов стерлингов.

За последние несколько лет некоторым наследникам коллекций, изъятых нацистами, удалось добиться от музеев разных стран мира возврата картин либо выплат крупных компенсаций. Так в 2006 году Мария Альтман — наследница Фердинанда Блох-Бауэра — вернула пять картин Густава Климта, хранившихся в австрийских музеях. Одна из этих картин — "Золотая Адель" — была продана за 135 миллионов долларов.

В 2009 году в подобном споре представители Музея современного искусства, Музея Гуггенхайма и гражданин Германии Юлиуса Шепса решили вопрос о картинах Пикассо, не доводя дело до суда. Юлиус Шепс, наследник династии Мендельсон-Бартольди, требовал возвращения полотен "Мальчик, ведущий лошадь" (1906) и "Мельница Галетт" (1900), общая стоимость которых оценивается в десятки миллионов долларов.

В июле 2010 года стало известно, что Фонд Рудольфа Леопольда заплатит наследникам арт-дилера Леи Бонди-Джарей, коллекцию которой нацисты конфисковали в 1938 году, 19 миллионов долларов в обмен на право оставить у себя картину экспрессиониста Эгона Шиле.

В 1998 году Фонд Леопольда отправил "Портрет Валли" на выставку в нью-йоркский Музей современного искусства (МОМА), где картина была арестована властями по требованию наследников. Это вызвало скандал и стало прецедентом для последующих дел о реституции произведений искусства, отнятых нацистами у евреев.

The New York Times