Чешские художественные галереи и музеи, предоставившие предметы искусства на выставки в зарубежных музеях, настаивают на срочном возвращении всех картин в страну. Такая реакция связана с решением венского суда, согласно которому в Австрии были арестованы в связи с имущественным спором две чешские картины и одна скульптура, временно экспонировавшиеся в одном из музеев Вены.
По требованию Национальной галереи в Чехию была доставлена картина одного из родоначальников экспрессионизма Эдуарда Мане, которая участвовала в выставке в Париже. Картина Мане считается самой ценной из тех, которые в последнее время выставлялись Чехией в зарубежных музеях.
Решение о конфискации было принято по иску Джозефа Ставы, владельца компании Diag Human, судившейся с Чехией на протяжении 16 лет и требовавшей выплату компенсации в около 10 млрд крон (590 тысяч долларов).
Компания Diag Human была заинтересована в продаже плазмы крови чешским центрам переливания крови в начале 90х. Однако планы пришлось отменить после негативного высказывания чешского министра здравоохранения о компании. Diag Human обратилась в суд с требованием компенсации убытков, и в августе 2008 года арбитражный суд присудил компании выплату в размере 8,9 млрд крон (525 тысяч долларов). Истцы считают процесс завершенным, поскольку под апелляцией, поданной чешской стороной, стояли подписи не уполномоченных на подобные действия людей.
Чехия считает это решение неправомерным, поскольку Става уже продал акции компании-истца, а судебный процесс еще не завершен. Чехия полагает, что под арест не должно попадать культурное наследие страны.
Претензии истцов были приняты в иностранных судах. Решение о назначении арбитражным судом в 2008 году компенсации компании Diag Human было на днях признано судами Вены и Парижа. В результате в этих странах и была начата конфискация чешской собственности.
По словам юриста компании г-на Калводы, компания будет добиваться конфискации чешской собственности и в других странах, подписавших Нью-Йоркскую конвенцию о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов.
Во Франции Чехии грозят не только конфискация недвижимости и предметов искусства, но и арест банковских счетов и облигаций.