Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко взяла на себя единоличную ответственность за подписание газовых контрактов с Россией от 2009 года, которые нынешняя украинская власть считает невыгодными, и за которые против нее возбуждено уголовное дело.
"Газпром" и "Нафтогаз" 19 января 2009 года подписали два контракта: купли-продажи на период с 2009 по 2019 годы с указанием объемов и условий транзита газа через Украину на 2009–2019 годы. Во время визита Президента РФ Дмитрия Медведева 21 апреля 2010 года в Харькове были подписаны дополнения к контракту, увеличивающие закупку газа "Нафтогазом" в текущем году до 36,5 млрд кубометров, а также предусматривающие скидку в цене на величину снижения российским правительством пошлины для поставок газа на Украину. Тогда же было достигнуто соглашение о продлении срока пребывания Черноморского флота России в Крыму.
Генпрокуратура в апреле возбудила уже третье уголовное дело в отношении Тимошенко. Экс-премьера обвиняют в превышении полномочий при подписании контрактов с Россией, которые, по мнению следствия, поставили под угрозу экономическую безопасность государства.
В начале мая Президент Украины Виктор Янукович заявлял, что газовые контракты поставили экономику Украины на грань краха. "Нас, всю страну загнали этими соглашениями, поставили, как говорят, под плинтус", – говорил он.
Под контрактами стоит подпись бывшего главы "Нафтогаза" Олега Дубины, который при подписании руководствовался директивами правительства. Вместе с тем, как выяснилось, директивы были приняты не правительством, а лично Тимошенко. На допросе в генпрокуратуре 3 февраля 2011 года Дубина заявил, что не стал бы подписывать контракт, если бы знал, что директивы не были утверждены правительством. Тимошенко взяла на себя всю ответственность за подписание газовых контрактов. Соответствующие слова она внесла в протокол собственноручно. По ее словам, она "единолично, как глава правительства в то время, ответственна за подписание газовых контрактов".
"Не издевайтесь над другими людьми! Все это — политическая расправа", — написала Тимошенко в протоколе.
Власти Украины отрицают обвинения в политической подоплеке этих уголовных дел.