По поводу боксито-глиноземного комплекса Friguia мощностью 2,1 млн тонн бокситов в год (15,3% от общего объема добычи "Русала" в 2010 году) "Русал" с середины 2009 года вел судебное разбирательство с гвинейскими властями. Комплекс был выкуплен российской компанией в 2006 году за $19 млн, однако правительство Гвинеи сочло, что цена была заниженной, и через суд потребовало вернуть комплекс государству, но в сентябре 2009 года, после прихода к власти военной хунты капитана Муссы Камары и переоценки Friguia до $257 млн гвинейский суд признал сделку незаконной.
Параллельно "Русалу" были предъявлены претензии на $860 млн (в том числе в отношении неуплаты налогов и роялти). Позже сумма была скорректирована до $1 млрд. Но в декабре 2009 года на Камару было совершено покушение, после чего он бежал в Лондон и в Гвинею не вернулся. Уже в марте 2010 года апелляционный суд отменил решение первой инстанции о незаконной приватизации Friguia.
В ноябре 2010 года в Гвинее снова сменилась власть: после первых с 1958 года свободных и независимых выборов президентом стал лидер партии "Союз гвинейского народа" Альфа Конде. В марте 2011 года он сообщил, что правительство пересмотрит и скорректирует все контракты в горнодобывающей отрасли. "Правительство станет миноритарным акционером во всех горнодобывающих проектах", — говорил господин Конде Financial Times. Представители нового правительства заявили и о намерении отменить лицензии, полученные с помощью взяток.
О начале пересмотра контрактов стало известно уже в апреле. Помимо Friguia у "Русала" в Гвинее работает еще и компания бокситов Kindia, вместе они добывают 40% от общего объема. Велись ли переговоры о вхождении правительства в эти активы, в "Русале" не говорят, уточняя лишь, что к настоящему времени структура капитала дочерней компании не изменилась.
В правительстве Гвинеи не смогли уточнить, будут ли действительно предъявлять претензии к "Русалу" и когда. В самой российской компании на эту тему говорить отказались.
Однако на этот раз "Русал" подстраховался. В июле Friguia подала против Гвинеи жалобу в международный арбитражный суд в Париже. Компания, как и в 2009 году, требует, чтобы все споры велись в Париже, а не в судах Гвинеи. Норма о том, что все споры по Friguia должны рассматриваться международным арбитражем, прописана в соглашении о приватизации. Поданный иск носит технический характер, уточнил представитель "Русала". Менеджмент компании по-прежнему уверен, что требования Гвинеи не имеют никаких оснований и риск оттока средств в связи с ними крайне низок.
В международных судах компания, например, может получить защиту от наложения местными судьями обеспечительных мер, в том числе в виде запрета на экспорт глинозема.
Бокситы, треть мировых запасов которых сосредоточена в Гвинее, используются для получения глинозема, который, в свою очередь, нужен для производства алюминия. "Русал" является одним из лидеров в производстве алюминия: на его долю приходится около 10 процентов мирового производства этого металла.