"Газпром" обратился в Стокгольмский арбитраж с иском против министерства энергетики Литвы. Противостояние российской монополии и литовских властей, вызванное попыткой Литвы лишить "Газпром" доли в литовской газотранспортной сети, вышло на новый уровень.
Российская компания требует признать действия литовского Минэнерго нарушением договора акционеров компании Lietuvos dujos (контролирует литовскую газотранспортную сеть, "Газпром" владеет 37,1% компании, германская E.On – 38,9%, 17,7% принадлежит правительству Литвы) и возмещения убытков.
В конце марта 2011 года Минэнерго Литвы обратилось в суд Вильнюса с иском о расследовании деятельности Lietuvos dujos, а также об исключении из состава органов управления компании гендиректора Виктораса Валентукявичуса и членов правления Валерия Голубева и Кирилла Селезнева (Голубев и Селезнев входят в правление "Газпрома"). Литовское министерство энергетики полагает, что "указанные лица действуют не только в интересах Lietuvos dujos".
Чиновники аргументируют свою точку зрения, ссылаясь на заявление Голубева, который в конце 2010 года сказал, что в текущем году Эстония и Латвия получат скидку 15% на российский газ, а Литва – нет. Скидку Литва действительно не получила.
В ответ "Газпром" 13 июня обратился в Стокгольмский арбитраж с просьбой наложить запрет на продолжение разбирательства по этому делу. Но в конце июня суд отказал "Газпрому", сочтя, что "отсутствует неотложность и срочность в принятии обеспечительных мер". При этом в сообщении суда говорилось, что позиция "Газпрома" достаточно обоснована, чтобы выиграть дело по существу спора.
Суть конфликта заключается в том, что Литва реформировала газовую отрасль в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета Евросоюза, но это наносит удар по интересам "Газпрома". В середине июля президент Литвы Даля Грибаускайте подписала закон, запрещающий поставщикам газа владеть газотранспортной системой. "Отказ от монополии на поставки газа открывает возможность конкуренции на газовом рынке и дает доступ на рынок другим поставщикам", — заявила она. По мнению литовского президента, цены, установленные "Газпромом" для Литвы (в первом полугодии 2011 года около $350 за 1 тыс. кубов), носят политический, а не экономический характер.
"Газпром", владеющий долей в Lietuvos dujos, является единственным поставщиком газа в Литву (около 2 млрд кубометров в год). После принятия нового закона российской компании в течение двух лет придется отказаться от владения литовскими газопроводами. В качестве основного варианта выхода "Газпрома" из ГТС рассматривается выкуп его доли в Lietuvos dujos (еще 38,9% Lietuvos dujos принадлежат германской E.ON Ruhrgas, 17,7% находятся во владении правительства Литвы). Ранее сообщалось, что цена сделки может составить $616 млн.
Отсрочка в два года даст возможность проработать все детали этого вопроса, говорил ранее представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.
Эксперты считают, что "Газпром" пытается найти компромисс с литовскими властями. "Подача иска в Стокгольмский арбитраж – это попытка „Газпрома“ усилить свои переговорные позиции для торга по данному вопросу, – полагает эксперт московского Центра Карнеги Николай Петров. – Судебные разбирательства на международном уровне могут значительно затянуть реализацию на практике нового литовского закона, то есть выход „Газпрома“ из Lietuvos dujos". Петров не исключает, что российская компания может предоставить Литве такую же скидку, как другим прибалтийским странам.