Президент России Дмитрий Медведев 9 ноября заявил, что приговор российскому летчику в Таджикистане вызывает много вопросов, и Россия ответит на этот шаг таджикской стороны. Он отметил, что поручил МИД и другим ведомствам разобраться в ситуации.
"Решение по этому делу вызывает большое количество вопросов как с точки зрения состава преступления, которое вменяется нашему гражданину и эстонскому летчику, так и с точки зрения того, как процесс проходил", — заявил Медведев. Он сообщил, что дал соответствующие поручения МИД, Минюсту и правоохранительным органам. "Дал поручение заниматься этим тщательно… Они должны вступить в контакт с коллегами в Таджикистане", — сказал глава государства.
Президент также отметил, что сначала нужно дождаться ответа от Таджикистана, а потом уже принимать решения по этому вопросу.
"Мы дождемся официального ответа от властей страны, с которой у нас союзнические отношения, а после этого будем принимать решения. А эти решения в зависимости от ответа, могут быть разными — симметричными или ассиметричными", — заявил президент.
Во вторник 8 ноября суд в городе Курган-Тюбе приговорил каждого из пилотов компании "Rolkan Investmens Ltd", россиянина Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко, к 8,5 года лишения свободы в колонии строгого режима.
Гособвинитель просил суд признать виновными пилотов российской авиакомпании "Rolkan Investmens Ltd" — гражданина России Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко — по статьям 335 (незаконное пересечение государственной границы), 289 (контрабанда) и 218 (нарушение правил международных полетов) Уголовного кодекcа Таджикистана и назначить им наказание в виде лишения свободы на срок 13 лет каждому. Максимальное наказание по статье 289 составляет 15 лет лишения свободы.
Весной 2011 года два самолета Ан-72 российской компании Rolkan Investmens Ltd по договору с правительством Афганистана занимались перевозкой продуктов и гуманитарной помощи. После истечения контракта в марте 2011 года летчикам было предписано освободить стояночную территорию аэропорта Кабул. 12 марта экипажи загрузили в самолеты техническое имущество, в том числе запасной двигатель, и личные вещи, а затем, получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном, вылетели в сторону аэропорта Курган-Тюбе. Однако в точке пересечения границы диспетчер "Таджикаэронавигации" заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолет должен вернуться в Кабул.
Между тем, действующий в военном режиме аэропорт Кабула не мог сразу принять самолеты, а топлива на ожидание в воздухе посадки не было. Поэтому командир экипажа головного Ан-72 Владимир Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго самолета Алексей Руденко. Соответствующее разрешение было получено, однако после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры самолетов были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. Наказание по этим статьям предусматривает тюремное заключение сроком до 15 лет.
Обвиняемые с самого начала категорически отрицали свою вину. Они заявляют, что разрешение на пересечение границы было получено ими по всем правилам и после посадки в Курган-Тюбе передано официальным лицам. Что же касается контрабанды, то обвинение считает ею полуразобранный авиационный двигатель, который экипажи использовали для ремонта своих воздушных судов. К тому же после посадки в Курган-Тюбе оба самолета осмотрели таможенники и составили акт об отсутствии на борту контрабандных и запрещенных предметов. Однако в КНБ Таджикистана посчитали иначе.