Конфликт акционеров ТНК-ВР, которые готовятся начать друг против друга судебные разбирательства, привели к уходу двух независимых директоров – бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера и бывшего топ-менеджера Rio Tinto Джеймса Ленга, сообщает "Коммерсант". Решение об уходе последовало после совета директоров компании, состоявшегося в пятницу в Брюсселе.
В ходе совета директоров обсуждались взаимные претензии AAR (в консорциум входят Alfa Group Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) и ВР по поводу нарушения акционерного соглашения.
Уход Герхарда Шредера и Джеймса Ленга связан с их нежеланием брать на себя ответственность за иск ТНК-ВР к ВР, считает источник "Коммерсанта", знакомый с ходом заседания совета директоров. "Юристы обозначали четкую позицию, что компания имеет полное право подать такой иск, который оценивается в несколько миллиардов долларов", — говорит он, отмечая, что как у Шредера, так и у Ленга было достаточно времени для ознакомления с выводами юристов.
"Сумма возможной компенсации по иску против ВР — миллиарды долларов, и независимые директора, по сути, должны голосовать “за”, ведь обязаны действовать в интересах компании. И они предпочли покинуть совет, а не брать на себя такую ответственность", — приводят "Ведомости" слова одного из участников совета директоров. Еще в конце ноября оба директора писали Фридману, что подобные иски могут серьезно подорвать и дестабилизировать деятельность ТНК-ВР, заявил изданию источник, близкий к одному из акционеров компании.
По версии источника "Коммерсанта", близкого к BP, Герхард Шредер и Джеймс Ленг "сомневались в целесообразности вовлечения компании в разбирательство с акционерами" и "не хотели оказаться под перекрестным огнем". Также, считает он, им "надоело работать в условиях непрекращающегося конфликта, когда непонятно, чего добивается AAR".
Напомним, в конце октября этого года менеджмент ТНК-ВР предложил совету директоров рассмотреть вопрос о нарушении ВР акционерного соглашения, после чего была проведена независимая юридическая оценка этой ситуации. Она подтверждает обоснованность претензий ТНК-ВР к ВР. Какой может быть сумма претензий, пока неизвестно. Юридически обоснованными могут быть признаны претензии не только AAR, но и ВР.
Как ранее сообщало Право.ру, о создании стратегического альянса ВР и "Роснефть" договорились в начале января. Он подразумевал обмен акциями (за 9,53% "Роснефти" ВР отдавала 5% своих акций), а также совместное освоение арктического шельфа. Но эта сделка, как нарушающая акционерное соглашение, была заблокирована российскими совладельцами ТНК-ВР — консорциумом AAR и впоследствии разорвана.
В результате AAR подала иск в Стокгольмский арбитраж с требованием заморозить сделку, в мае суд сделал это, наложив на нее существенные ограничения. В итоге "Роснефть" нашла другого партнера – американскую ExxonMobil.
ВР также нашла нарушения в действиях своего партнера по ТНК-ВР. В августе она подала иск в Стокгольмский арбитраж против "Реновы", которая до сих пор владеет газовыми и газораспределительными активами в России и на Украине ("Газэкс") через "КЭС-Холдинг", ей также принадлежит ТЗК "Кольцово" (Екатеринбург).
Спустя несколько дней последовал ответный шаг AAR. Консорциум решил через суд добиться признания факта уже произошедшего нарушения ВР акционерного соглашения в результате достижения договоренностей с "Роснефтью" и потребовала финансовой компенсации для ТНК-ВР, на сумму до 10 млрд долл. Оба иска в настоящее время рассматриваются в Стокгольмском арбитраже в закрытом режиме, уточняет РБК.
Теперь у ТНК-BP остался только один независимый директор - президент РСПП Александр Шохин, который, по его собственному заявлению, покидать совет пока не планирует.