Генпрокурор США Эрик Холдер и его заместитель, глава уголовного отдела Минюста Лэнни Бройер были партнерами в вашингтонской юрфирме, представляющей интересы крупных американских банков, обвиняемых в мошенничестве на ипотечном рынке. Этот факт получил огласку в ходе масштабного расследования, проводимого в США по факту незаконной конфискации собственности из-за невыплат по ипотечным кредитам, сообщает Reuters.
Высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов работали в фирме Covington & Burling – одной из ведущих компаний, работающих с крупными банками. Клиентами фирмы были четыре крупнейших американских банка — Bank of America, Citigroup, JP Morgan Chase и Wells Fargo & Co, а также Freddie Mac – одной из крупнейших компаний по выпуску ипотечных ценных бумаг. Все они проходят по делу о противозаконных действиях на ипотечном рынке США.
Бывшее место работы Холдера и Бройера спровоцировало разговоры о конфликте интересов не случайно. Как ранее отмечал Reuters, за время нахождения на должности Холдера и Бройера Минюст не начинал уголовных дел ни в отношении банков, ни в отношении компаний, занятых в обслуживании ипотечных кредитов, несмотря на многочисленные свидетельства нарушений в ходе конфискации имущества у заемщиков.
Особенно подозрительно выглядит работа Covington с расположенной в штате Вирджиния корпорацией MERS, занимающейся электронной регистрацией ипотек. После кризиса на рынке недвижимости США эта компания оказалась в центре скандала, возникшего из-за фальшивых ипотечных документов. Как свидетельствуют судебные документы, в конце 1990х Covington предоставляла экспертные письма о необходимости создания электронной регистрации ипотек от Fannie Mae, Freddie Mac, Bank of America, JP Morgan Chase и нескольких других крупных банков. В итоге к 2010 году база MERS включала более половины всех ипотечных кредитов США. При этом компания позволила сотрудникам банков, с которыми она работала, выступать от своего имени. Формально банковские служащие смогли выдавать документы о конфискации имущества заемщика в пользу кредитора, в то время как в действительности такими полномочиями они не обладали. Все это время Covington оказывала юридические услуги компании MERS.
В 2010 году, когда появилась информация о масштабном мошенничестве в этой области, Холдер выступал против начала расследования. Напомним, расследование, проводимое во всех 50 американских штатах, было начато после заявлений о неправомерном отчуждении собственности в пользу банков-кредиторов после обвала ипотечного рынка в США. Штаты провели проверку банков и кредитных организаций на предмет использования поддельных документов и подписей для легализации сотен тысяч случаев отчуждения имущества у должников, которые, воспользовавшись ипотечным займом банка, оказались не в состоянии расплатиться по ипотеке. Расследование, о котором стало известно 13 октября 2010 года, началось после того, как JPMorgan Chase & Co. и Ally Financial Inc. заявили о приостановке отчуждения в 23 штатах, в которых этими вопросами занимался суд. После этого Bank of America, крупнейший кредитор в США, заморозил проведение отчуждений по всей стране.
Комментируя "ипотечное дело", профессор Йельской юридической школы Реймонд Брешия, изучающий вопросы ипотеки, заявил: "Я думаю, в американской судебной практике за всю историю США трудно обнаружить мошенничество подобного масштаба".
В последние недели Конгресс, федеральные и региональные власти усилили давление на Минюст США в попытке возобновить расследование уголовного дела в отношении компаний, занятых в ипотечном бизнесе. В среду регистратор Джон О’Брайен объявил, что передал Холдеру документы о 31897 случаях мошенничества при конфискации имущества по ипотеке. О’Брайен потребовал проведения расследования в отношении компаний, выдававших документы для конфискации собственности, в том числе в отношении юрфирм. По его словам, речь идет о масштабной мошеннической схеме. Пока никакой официальной реакции со стороны Минюста не последовало.
В США обмен кадрами между вашингтонскими юрфирмами и правительственными структурами – довольно распространенное явление, хотя в последние два года чиновники и юристы менялись местами особенно часто. Что касается Covington, то на странице компании размещен список юристов, которые ранее занимали должности в госструктурах: это 22 человека из Минюста, 12 специалистов из прокуратуры.
При этом этические нормы при назначении на госдолжность требуют от новых чиновников отстраниться от дел с участием бывших клиентов минимум на год. Президент Обама ввел дополнительные ограничения для назначаемых чиновников, увеличив запрет на работу с бывшими клиентами до двух лет. Для Эрика Холдера этот запрет истекал в феврале, а для Бройера – в апреле 2011 года. Как Минюст, так и юрфирма Covington отказались ответить на вопрос, принимали ли Холдер и Бройер личное участие в решении вопросов, касающихся крупных ипотечных агентств, заявив только, что оба служащих действовали в соответствии с законодательством.