ПРАВО.ru
Интерправо
29 июня 2012, 21:04

Высокий суд Лондона встал на сторону Леваева в "алмазном" споре с Гайдамаком на $2 млрд

Высокий суд Лондона встал на сторону Леваева в "алмазном" споре с Гайдамаком на $2 млрд

Судебные разбирательства между двумя мультимиллионерами — выходцами из СССР, которые некогда вели бизнес в России и не поделили прибыль от ангольских бриллиантов, завершились сегодня в Лондоне: Аркадий Гайдамак не смог добиться возвращения миллионов долларов, которые, по его версии событий, ему обязан был выплатить Лев Леваев, сообщает Reuters.

Аркадий Гайдамак, родившийся в Москве в 1952 году, а в 1972-м уехавший в Израиль, далеко не новичок в громких судебных процессах: как ранее сообщало "Право.Ru", в Израиле он обвинялся в отмывании денежных средств, во Франции стал одним из фигурантов нашумевшего дела "Анголагейт", в рамках которого ему инкриминировали нелегальные поставки оружия в Анголу, мошенничество и неуплату налогов. На этот раз  в Высоком суде Лондона Гайдамак настаивал на том, что ему причитаются комиссия и дивиденды общей стоимостью в половину алмазных активов его бывшего партнера Льва Леваева.

Леваев, родившийся в Ташкенте в 1956 году и репатриировавшийся в Израиль на год раньше Гайдамака, является основателем Lev Leviev Group и владельцем AFI Development, построившей "Афимолл" в Москве. В центре спора двух бизнесменов оказались результаты деятельности ангольского алмазодобывающего предприятия Ascorp (Angolian Selling Corporation). Последний был партнером Гайдамака до середины 2000-х годов, когда бизнесмены решили вести бизнес отдельно друг от друга.

Требования Гайдамака о выплате суммы, по разным оценкам составляющей $1-2 млрд, опирались на якобы существующее письменное соглашение от декабря 2001 года. Как пояснял сам Гайдамак в интервью израильскому изданию IzRus, в ходе гражданской войны в Анголе финансирование повстанцев происходило за счет незаконной торговли алмазами. По словам Гайдамака, он предложил правительству реорганизовать алмазодобывающую отрасль, разработал план контроля за экспортом алмазов, который был представлен в правительство Анголы. План одобрили, и во исполнение его была создана компания Ascorp. На 51% предприятие принадлежало ангольскому правительству, а по 24,5% было, как говорит Гайдамак, у него и Леваева.

При этом, уточнял бизнесмен, владение было оформлено необычным образом. "Я тогда находился в крайне сложной ситуации, связанной с преследованиями со стороны Франции, решил, что необходим профессиональный партнер", — рассказывал Гайдамак в интервью "Коммерсанту". В итоге, по словам Гайдамака, принадлежавшие ему 24,5% акций Ascorp были переданы в трастовое управление Леваева. Соответствующее письменно заверенное соглашение, подчеркивает бизнесмен, существовало в единственном экземпляре, переданном на хранение главному раввину России Берл Лазару.

„До 2005 года [Леваев] вывозил алмазов на сумму от $800 млн до $1 млрд в год. Мне же он говорил, что дела идут ни шатко ни валко“, — утверждал Гайдамак, оправдывая свои претензии. В жалобе Гайдамак настаивал на том, что он и Леваев – "партнеры, 50 на 50, на все сделки, связанные напрямую или косвенно с Анголой", и хотел получить недоплаченные ему деньги.

Леваев в ходе процесса отрицал наличие какого-либо действующего соглашения между ним и его бывшим партнером. Как настаивали его представители, претензии Гайдамака были урегулированы в соглашении, которое бизнесмены заключили в августе 2011 года.

Судья Высокого суда Лондона Джеффри Вос (Geoffrey Vos) заявил: "Я полагаю, что соглашение между г-ном Гайдамаком и г-ном Леваевым на самом деле было подписано и представляло собой действительный и имеющий законную силу документ", — отметил он. "Но стороны пришли к… юридически обязывающему соглашению 6 августа 2011 года, в котором каждая сторона снимала все претензии к другой стороне. Соответственно, жалоба будет отклонена", — заключил судья.