Молчанов озвучил позиции, сформированные в 2017 году судебными инстанциями, в том числе Верховным судом при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.
"Хочу сказать, что 2017 год был связан с формированием ряда правовых позиций. Это связано, в том числе со вступлением в силу четвертого антимонопольного пакета и с положениями, озвученными в обзорах судебной практики от Верховного суда за 2016 год", – отметил он.
Молчанов выделил несколько категорий дел, чаще всего рассматриваемых в судах.
Одна из них связана с нарушениями со стороны органов власти. Это судебные дела, в которых органы местного самоуправления принимали незаконные решения, ограничивающие конкуренцию. Например, в прошлом году ФАС в суде оспорила принятый в Санкт-Петербурге закон, дающий преимущество ГУПам и МУПам на рынке предоставления услуг. Верховный суд признал этот закон недействующим, потому что законодательство о защите конкуренции запрещает такие "исключительные полномочия".
Еще важными пунктами в обзоре стали сферы контроля за тарифами и ценами, а также антиконкурентными соглашениями между органами государственной власти и хозяйствующими субъектами. В качестве примера Молчанов привел ситуацию, сложившуюся в Башкортостане, где правительство сотрудничало с компанией по установке и обслуживанию лифтов, игнорируя других участников этого рынка. ФАС пресекла это. Молчанов отметил, что монополизация рынка при содействии власти нередко случается в России. Например, 30 января ФАС обнаружилапризнаки сговора между властями Астраханской области и государственного заказчика ГКУ АО "Астраханьавтодор".
Также много дел было связано с пресечением и недопущением актов недобросовестной конкуренции. Например, в апреле прошлого года в АС Северо-Западного округарассматривалось дело, касающееся недобросовестного поведения участников рынка автострахования при участии в торгах в рамках госзаказа. Один из страховщиков предложил заведомо заниженную цену и получил право заключить контракт, обойдя других конкурентов и не дав им шанса. Сговоры и преступления на торгах – самые частые нарушения, с которыми приходится сталкиваться ФАС (см. "В ФАС рассказали, как служба выявляет картели").
Пятый тип дел, который часто доходит до суда, – это оспаривание нормативных актов ФАС. Например, приказов. В прошлом году рассматривалось дело, в котором истец оспаривал положения приказа, который устанавливал специфику анализа состояния конкуренции и анализа рынка при рассмотрении картельных дел и дел, связанных с нарушениями на торгах. "Отмечу, что такие нарушения являются наиболее опасными и на сегодняшний день занимают большую долю", – сказал Молчанов. Он рассказал, что дело дошло до Верховного суда, который поддержал позицию ФАС. Это очень важно для антимонопольной службы.