Роскомнадзор за три месяца не направил ни одному сервису или анонимайзеру требования. При этом схема закона предполагает, что владельцу VPN приходит уведомление от Роскомнадзора, только после этого он должен подключиться к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов (ФГИС).
В ней перечислены запрещенные ресурсы, далее в течение трех дней VPN должен ограничить доступ к этому перечню. В силу закон вступил в ноябре 2017 года. При этом сервисы, на которые распространяется закон, определяет ФСБ или другой оперативно-розыскной орган. «По состоянию на сегодня обращений от участников ОРД (оперативно-розыскной деятельности) и госбезопасности в отношении анонимайзеров и VPN-сервисов не поступало», – комментирует Роскомнадзор.
О низкой вероятности работы закона говорили еще на стадии принятия; эксперты полагали, что у Роскомнадзора нет реальных рычагов и технических решений для блокировки VPN. В российском интернете около четверти пользователей используют такие сервисы, массово технология используется бизнесом в больших корпорациях.