Претензии Telegram связаны с тем, что документ основан на недействующем законе. Приказ № 432 вышел 19 июля 2016 года, тогда как поправки из "закона Яровой" (их реализации добивается ФСБ) вступили в силу 20 июля. Проект приказа не прошел процедуру общественного обсуждения. Кроме того, компания считает, что ФСБ не вправе определять порядок взаимодействия "организаторов распространения информации" в интернете с госорганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности. Согласно упомянутым поправкам, это прерогатива правительства (см. "Telegram оспорил в Верховном суде приказ ФСБ о выдаче ключей к переписке").
Как пишут "Ведомости", спецслужба объяснила: согласно правилам раскрытия информации о деятельности органов госвласти, от общественного обсуждения можно отказаться, если проект нормативного акта оперативно разработан во исполнение поручения президента или кабмина. Владимир Путин поручал ФСБ обеспечить реализацию "закона Яровой" в 20-дневный срок. Также ведомство настаивает, что порядок взаимодействия и обязанность предоставлять коды шифрования, – это разные вещи.
Приказ мог породить правовые последствия только с 23 августа 2016 года – после регистрации и официальной публикации, поддерживает ФСБ Минюст.
Рассмотрение иска Telegram назначено на 20 марта (дело № АКПИ17-1181). Повторный отказ в предоставлении ключей грозит мессенджеру блокировкой на территории РФ.