Сейчас на федеральном уровне действует порядка 50 неналоговых обязательных платежей для бизнеса. В первую очередь кодифицировать предлагают шесть сборов: платеж за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов связи, сборы по системе «Платон», экологический сбор, курортный сбор и утилизационный сбор.
Эти шесть платежей Минфин выбрал, потому что они поступают в федеральный и региональный бюджеты: другие неналоговые платежи «оседают» в учреждениях, которые ведут их сбор. Следующими этапами станут кодификация патентных пошлин, а также платы за предоставление сведений из госреестров и регистров, платежи при маркировке табака и алкоголя и другие. В последнюю волну потенциально могут быть отнесены платежи муниципалитетов и регионов, а также оплата госэкспертизы.
«Сейчас на федеральном уровне порядка 50 таких обязательных платежей, сколько их в регионах – неизвестно. Для государства это тоже большая проблема – доходы от этих платежей не отражаются в бюджете, расходование собранных средств не может контролировать Счетная палата. Собираемость также крайне низкая. Есть два брата-близнеца:
утилизационный и экологический сборы. Разница только в том, что первый администрирует ФНС и сборы по нему высокие, а второй администрирует Росприроднадзор, который, конечно, фискальным органом не является. У РСП 30% уходит на администрирование! Еще один пример – отчисления для операторов связи: игроков на рынке – масса, но платят только крупнейшие, так как они у всех на виду, получается, что это «налог на совесть». В конечном счете это нарушает принципы равной конкуренции», – обозначает проблемы существующей системы сборов Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп». Роль администратора платежа напрямую влияет на сборы, согласны эксперты.
У неналоговых платежей все же больше общих черт с налогами, чем различий. И администрировать их должны профессионалы, которые накопили значительный опыт в этих вопросах, то есть ФНС России. И передача администрирования страховых взносов обратно в налоговую службу – лишний аргумент в пользу такого подхода.
Неналоговые платежи носят практически стихийных характер и появляются несогласованно. Проблемы осознало и правительство: в феврале 2017 года Дмитрий Медведев рекомендовал госорганам «воздержаться от принятия и внесения в правительство» любых нормативных актов, которые предполагают новые неналоговые платежи. При этом требование не распространяется на налоги и сборы, пошлины, страховые выплаты в социальные фонды. Речь шла при этом только о федеральном уровне: на муниципалитеты и регионы мораторий не распространился. Снимут запрет только после того, как будет законодательно определена сущность таких платежей.
Михаил Успенский, партнёр Taxology констатирует: включение неналоговых платежей в НК РФ имеет как свои плюсы, так и минусы. При этом главным плюсом будет повышение предсказуемости регулирования. «Сейчас сборы устанавливаются различными органами без какого-то четкого и общего алгоритма, но если их включить в НК РФ, то изменения будут вноситься системно: путем принятия федеральных законов», – комментирует он.
При этом эксперты сходятся во мнении: резкая кодификация может стать шокирующей для бизнеса. «Сейчас за неуплату налогов инспекция может блокировать расчетные счета, списывать недоимки в принудительном порядке, подавать на банкротство, передавать материалы в Следственный комитет для возбуждения уголовных дел, взыскивать неуплаченные налоги с аффилированных компаний, а в отдельных случаях и с директоров, учредителей и даже скрытых бенефициаров. Безусловно, такие последствия отталкивают деловое сообщество", – отмечает Успенский.
Необходимость кодификации очевидна, однако эксперты замечают, что бизнесу необходимо выделить время чтобы «притереться» к новой системе. «Нет другого механизма – обязательные публичные платежи должны быть кодифицированы, но этого недостаточно. Необходимо провести инвентаризацию всех подобных платежей, а для введения «неналоговых» платежей в кодекс ввести переходный период – минимум пять лет. Иначе бизнес получит резкое ужесточение режима», – резюмирует Вадим Зарипов.