ПРАВО.ru
Практика
24 апреля 2018, 17:55

Апелляция взыскала с Антипинского НПЗ 238 млн рублей

9-й ААС оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с Антипинского НПЗ в пользу логистической компании «Совфрахт» неустойки по договору об оказании услуг.

В 2015 году ПАО «Совфрахт» и АО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» заключили договор транспортной экспедиции, по которому «Совфрахт» обязался предоставить грузоотправителю железнодорожные вагоны и оплачивать за них провозные платежи. У завода образовался долг в 1,83 млн руб. и неустойка – 283 млн руб., которые экспедитор отправился взыскивать в Арбитражный суд города Москвы. В ходе суда транспортная компания частично отказалась от иска и просила взыскать суд только неустойку. Договор транспортной экспедиции, который ранее заключили стороны, суд признал возмездным оказанием услуг, сославшись на законодательную и судебную практику. Суд сослался на письмо Минтранса от 20 мая 2008 года № СА-16/3729, в котором разъяснено, что услуги по предоставлению собственных или арендованных вагонов не являются экспедиторскими. Также суд упомянул Постановление Президиума ВАС РФ от 12 марта 2013 года № 14269/12, которое содержит аналогичную позицию.  

Перевозчик или отправитель: кто платит за штраф на таможне

Это не помешало суду удовлетворить иск и полностью взыскать неустойку (подробнее в материале – «Транспортно-логистическая группа взыскала 283 млн рублей неустойки с Антипинского НПЗ). В марте 2018 года ответчик подал в 9-й арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просил снизить неустойку на основании ст. 333 ГК до 55 млн руб. 17 апреля 2018 года апелляция вынесла решение, которым оставила заключение нижестоящего суда в силе. Суд посчитал, что ответчик не предоставил доказательств явной несоразмерности взысканной неустойки. Хотя в силу положений ст. 333 ГК эта обязанность возложена именно на него. 

Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс» – крупнейший независимый транспортно-логистический холдинг России. Основан в 1929 году. Основным видом деятельности компании являются железнодорожные, морские и речные перевозки грузов, а также стивидорные, брокерские, фрахтовые услуги и услуги по судовому агентированию и страхованию грузов. В 2016 году компания вошла в топ-10 крупнейших транспортно-логистических компаний России по версии аналитического центра «Эксперт».