Судебная реформа: 14 новых судов
ВС предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Для этого будут созданы пять надрегиональных апелляционных и девять кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.
Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.
Кассационные суды будут являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
Пакет соответствующих законопроектов уже поступил на рассмотрение в Госдуму и даже успел пройти первое чтение – это произошло еще в феврале. Еще тогда депутаты поинтересовались у Виктора Момотова, представлявшего реформу, – как скоро будут готовы необходимые процессуальные поправки. В итоге на завершение работы над ними ушло четыре месяца.
Процессуальные изменения
В Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Кодекс административного судопроизводства (КАС) вносятся поправки, которые устанавливают полномочия создаваемых кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционных и кассационных военных судов, а также порядок рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты, которые вынесли по гражданским и административным делам.
В числе прочего, поправки определяют сроки и порядок подачи апелляционных, кассационных жалоб, представлений, сроки и порядок рассмотрения кассационных жалоб, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции, основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
В целом же изменения позволят четко определить инстанционность пересмотра судебных актов по гражданским и административным делам, уверены в Верховном суде.
Кроме того, ряд изменений вносится и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а конкретно – в ст. 30.13, определяющую компетенцию судов, рассматривающих жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. ВС определил, что полномочия по их рассмотрению будут переданы в кассационные СОЮ.
По итогам рассмотрения Пленум ВС принял решение внести все три законопроекта на рассмотрение в Госдуму, однако о сроках их поступления в нижнюю палату парламента не сообщается.