Ключевое изменение на 17 июля в том, что Москва обзаведется «своим» апелляционным судом. Согласно предыдущей версии проекта, столица была в территориальной подсудности Санкт-Петербургского суда. От этого решили отказаться.
Теперь будет создана московская апелляция. В ее ведении окажется не только сам город, но и субъекты Центрального федерального округа (Воронежская, Тверская, Смоленская области и др.), а также ряд близких к Петербургу областей Северо-Западного округа (Псковская, Новгородская области). В Москве лучше материально-техническая и кадровая база, а также учитывалась транспортная доступность, пояснил председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Ранее предполагалось, что апелляция для них будет в Калуге.
Порядок апелляционного обжалования решений мировых судей и районных судов не изменится. Новые апелляционные суды станут пересматривать те дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). Кроме того, в их ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Не изменились расположение и территориальная подсудность девяти кассационных судов. Они будут третьей инстанцией для судов субъектов, районных, апелляционных судов и мировых судей.
Законопроект допускает возможность создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах. Помимо этого, планируется использовать видео-конференц-связь, заявил Крашенинников.
В заседании Госдумы он назвал законопроект «системообразующим». По его словам, предстоит громадная работа по организации и утверждению кадров. В частности, председатели новых судов должны быть утверждены до 15 октября 2018 года. Сами учреждения должны заработать не позже 1 октября 2019 года. Экстерриториальность позволит обеспечить независимость и самостоятельность новых учреждений, надеется Крашенинников.
По мнению Юрия Синельщикова из КПРФ, новые инстанции расположены неудобно. В апелляционный округ со «столицей» в Санкт-Петербурге входит 14 субъектов. Чтобы добраться до суда из девяти регионов, нужно не менее суток. «Жителям многих областей проще приехать в Москву, чем в новые суды», – полагает Синельщиков. Также он рассказал, что судебная система станет обходиться дороже, учитывая затраты на прокуроров, которые обязательно участвуют в рассмотрении большого количества дел. Законопроект предполагает усиление кассации, но пока судейский фильтр на этой стадии проходит лишь 7% жалоб, потому что многие из них осужденные пишут «на всякий случай», излагал депутат КПРФ.
С коллегой не был согласен Лев Сухарев из ЛДПР, который назвал проект долгожданным. По мнению депутата, экстерриториальность хорошо зарекомендовала себя в арбитражных судах. Но в общей юрисдикции судьи апелляции и кассации сидят под одной крышей, пьют вместе чай. Действительно, суду третьей инстанции проще отклонить жалобу, но осужденные теряют доверие к суду и надежду. Законопроект решает эту проблему, потому что суд будет обязан рассмотреть кассационную жалобу по существу, отметил Сухарев.
Помимо новых апелляций и кассаций, законопроект вводит несколько новых сроков. Он ограничит время работы председателей судов общей юрисдикции и их заместителей. Они смогут назначаться на должность максимум два срока подряд. Если на день опубликования закона судья уже исчерпал этот лимит, то его могут переназначить лишь единожды. Новые нормы не будут действовать для председателей и заместителей ВС и КС.
Зампредам КС и ВС, наоборот, увеличат предельный возраст пребывания в должности до 76 лет. Аналогичная мера предусмотрена по отношению к председателям арбитражных судов округов и создаваемых кассационных инстанций.
Законопроект № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».