Само по себе ограничение, по которому иностранцы не могут владеть более чем 20% от российских СМИ, признано «конституционно допустимым».
В то же время, по мнению Конституционного суда, в законодательстве нет ясности в вопросе о том, может ли гражданин России, у которого есть и паспорт другой страны, реализовывать свои корпоративные права в пределах 20% долей уставного капитала общества. А также о 20% участия в каком обществе идет речь – которое само является учредителем СМИ, организацией, осуществляющей вещание, или о том, которое является участником такой вещательной организации.
В условиях такой неопределенности возникают непредвиденные риски как для имущественных прав совладельца, так и для правоспособности самой компании-участника СМИ, при том что законодатель прямо не установил обязанность и процедуру отчуждения принадлежащих иностранцам долей.
«Такой подход не согласуется с требованиями поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений», – Конституционный суд.
«Более того, оспаривание совершенных обществом сделок и обжалование решений его органов управления не связаны с влиянием на вещательную политику организации. Поэтому нельзя оправдывать ограничение права участника такого общества на судебную защиту целями правового регулирования», – указал КС.
Конституционный суд предписал внести ясность в закон о СМИ. После этого дело заявителя подлежит пересмотру.
История дела
В 2014 году в закон о СМИ были внесены поправки, ограничившие иностранное участие в СМИ долей в 20%. Также было исключено любое иное косвенное влияние на телеканалы и радиостанции.
Предприниматель Евгений Финкельштейн имеет двойное гражданство и является владельцем доли в уставном капитале «Радио-Шанс» в размере 49%. Он пытался в судебном порядке оспорить решение внеочередного общего собрания участников «Радио-Шанс», по которому второй его участник – АО «Русское радио – Евразия» – с долей в размере 51% безвозмездно получил единственный актив общества – лицензию на радиовещание в Петербурге.
Суды пришли к выводу, что Евгений Финкельштейн, являясь гражданином России и имея гражданство Нидерландов, не может выступать участником организации, которая вещает в России, и не обладает правом обжалования в суде решений органов управления общества.
Финкельштейн обратился с жалобой в Конституционный суд. Он напомнил, что в соответствии с законом о СМИ гражданин-участник СМИ, не соответствующий требованиям закона, должен быть ограничен в праве владения, управления и контроля имуществом только в части, превышающей 20% в уставном капитале средства массовой информации.
В то же время нормы этого закона, по его мнению, позволяют лишать всего имущества граждан России, имеющих гражданство другой страны. Кроме того, они ограничивают право таких граждан на судебную защиту. В связи с этим Финкельштейн попросил КС проверить на соответствие Конституции ст. 19.1 закона о средствах массовой информации, которая ограничивает иностранное участие в СМИ.