Супруги Одинцовы взяли ипотеку в ПАО АКБ «Абсолют Банк». Спустя некоторое время созаемщики перестроили залоговое жилье, образовав на его месте две новые отдельные квартиры и общий коридор. Суд признал за Одинцовыми право общей собственности на эти квартиры и общий коридор, а также ипотеку на них. Однако на кадастровый учет новые объекты никто не поставил. Затем в отношении Олега Одинцова началась процедура банкротства. Банк обратился в суд с заявлением о включении денежных требований в реестр требований кредиторов и с просьбой признать часть требований обеспеченными залогом имущества должника.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Апелляция и кассация частично удовлетворили заявление банка, но указали, что в отсутствие записи о государственной регистрации ипотеки в отношении новых квартир банк не может быть признан залоговым кредитором (дело № А41-77824/2015).
Банк пожаловался в Верховный суд и указал: реконструкция заложенного объекта в период действия договора залога не влечет за собой прекращения ипотеки, в таком случае заложенными являются вновь возникшие объекты. К этому доводу прислушалась экономколлегия ВС, которая признала требования банка обеспеченными залогом обеих квартир.