В частности, банкам рекомендуют искать учетную запись клиента в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) по паспортным данным в случае отсутствия СНИЛС, а также актуализировать информацию в системе при необходимости. Кроме того, регулятор указывает на необходимость регулярно проверять работоспособность оборудования. Это, считают в ЦБ, в целом позволит сократить время на регистрацию клиентов при сохранении ее надлежащего качества.
Также рекомендуется информировать клиента о факте регистрации его биометрических данных в Единой биометрической системе (ЕБС) непосредственно после завершения процедуры.
Отдельным пунктом в документе ЦБ напоминает, что клиентам необходимо четко разъяснить, в какую именно биометрическую систему передаются их данные: в ЕБС или в собственную систему кредитной организации. Это нужно, чтобы не вводить клиентов в заблуждение, считает регулятор.
О том, что такая проблема существует, рассказала ранее «Ведомостям» первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Она пояснила, что некоторые банки вместо ЕБС передают данные клиентов в свои собственные биометрические системы, тем самым вводя их в заблуждение. «У нас уже есть большое количество жалоб по этому поводу: люди пошли за услугой, но, вместо того чтобы зарегистрировать их в ЕБС, банк передал их данные в другую систему». Скоробогатова назвала такую практику недопустимой и заверила, что ЦБ разберется с каждым из этих случаев.
В 2018 году вступил в силу закон, который обязывает банки хранить биометрические данные клиентов (изображение лица и запись голоса). Как сообщили в ЦБ, процедура сбора данных является бесплатной и осуществляется только с согласия клиента. Биометрия позволяет пользоваться услугами кредитных организаций дистанционно.
Сейчас ее собирают в 95 банках. ЦБ рассчитывает, что к середине 2019 года банки будут делать это в 60% своих отделений, а к концу – в 100%.
Карта отделений, где все желающие могут сдать биометрические данные, размещена на сайте ЦБ.
В феврале ЦБ сообщал о недостатках в работе банков, которые занимаются сбором биометрических данных клиентов. По мнению регулятора, многие из них подошли к процедуре формально и не выстроили должным образом работу с клиентами. Также в ЦБ указали на медленное взаимодействие систем банков с системами ЕБС и ЕСИА.