Третий этап амнистии капиталов продлится до 1 марта 2020 года. Пакет законопроектов, регулирующих ее условия, приняла сегодня в первом чтении Госдума.
Согласно поправкам, амнистия капиталов в этот период будет действовать для тех, кто переведёт средства в Россию и перерегистрирует свои зарубежные активы в специальные административные районы (САР) в Калининградской области и Приморском крае. Ее участникам предоставят те же гарантии, что и в ходе предыдущих этапов амнистии. В частности, они будут освобождены от налоговой, административной и уголовной ответственности за нарушения налогового и валютного законодательства в отношении задекларированных активов и счетов в иностранных банках. Эти гарантии будут распространяться на правонарушения, совершенные до 1 января 2019 года.
«Принятие законопроектов направлено на создание благоприятных условий для осуществления перевода активов в российскую юрисдикцию», – отметил на пленарном заседании в Госдуме замминистра финансов Илья Трунин (цитата по «Парламентской газете»).
Однако некоторые участники рынка уже назвали третий этап «амнистией для избранных». Как пояснила «Право.ru» Наталья Кузнецова, партнер , ряд формальных и юридических ограничений могут сделать амнистию недоступной для тех, кто, казалось бы, может ею воспользоваться. Так, владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК) смогут задекларировать их только в случае переезда этих компаний в САР. Однако для переноса бизнеса в русские офшоры потребуется приобрести статус международной компании и инвестировать в Россию не менее 50 млн руб. При этом сам процесс переезда может быть отнюдь не быстрым, к окончанию срока амнистии успеют не все, полагает эксперт.
Она указывает и на существующие неопределенности в положениях законопроектов. Например, сейчас нет четкого понимания, должны ли переведенные в Россию средства оставаться в ней или же после подачи декларации их можно будет вывести обратно на иностранные счета.
Вызывает опасение и то, что гарантии освобождения от ответственности планируется предоставлять только при одновременном соблюдении двух условий: у декларанта не осталось контролируемых иностранных компаний и все средства переведены в Россию. «Иными словами, получается, что если у лица есть КИК, который не переехал в русский офшор, то воспользоваться третьей амнистией этот человек уже не сможет. А если он и подаст декларацию только по денежным средствам, то в освобождении от ответственности ему может быть в будущем отказано, если госорганы обнаружат у него КИК», – отмечает Кузнецова.
Первый этап амнистии капиталов проводился в России в 2015–2016 годах, второй – с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019-го. В этот период декларант мог заявить не только о действующих, но и о ранее закрытых банковских счетах. Кроме того, можно было ликвидировать контролируемые иностранные компании с безналоговой репатриацией ликвидационного остатка в Россию как в натуральной, так и в денежной форме.
В феврале 2019-го президент Владимир Путин поручил правительству внести в законодательство изменения, предполагающие продление амнистии капиталов для тех, кто возвращает свой бизнес в Россию и регистрирует его в САР.