«Принятыми поправками в Уголовно-процессуальный кодекс вводится важная норма – обязанность следствия обосновать суду причины ходатайства о продлении срока содержания в СИЗО. В ходатайстве необходимо будет указать мотивы продления, информацию о процессуальных действиях, которые следователь собирается предпринять по делу, а также объяснить причины, по которым эти действия не были совершены ранее. Таким образом, пребывание граждан под стражей не сможет продлеваться по одним и тем же основаниям», – заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин (цитата – сайт нижней палаты парламента).
При получении ходатайства о продлении срока ареста судья должен будет принять решение в течение пяти дней. При отказе в удовлетворении требования подозреваемому или обвиняемому выберут более мягкую меру пресечения, например залог или домашний арест.
«Чтобы не блокировать работу предприятия на период следствия и не создавать тем самым угрозы бизнесу и, как следствие, потери рабочих мест, по целому ряду распространенных «экономических статей» запрещается помещать в следственный изолятор директоров компаний и индивидуальных предпринимателей», – сказал Володин.
Председатель Госдумы пояснил: преступления, связанные с мошенничеством, растратой, злоупотреблением должностными полномочиями в коммерческих компаниях, будут расследовать так же, как и сейчас. Изменения коснутся только досудебной стадии: обвиняемые и подозреваемые не будут содержаться в СИЗО.
По словам Володина, принятие законопроекта позволит реализовать поручение президента РФ Владимира Путина о защите предпринимателей от необоснованного ареста и разрушения бизнеса в ходе уголовного расследования.
Одним из самых резонансных дел с участием бизнеса с начала 2019 года стало дело инвестиционного фонда Baring Vostok. Шесть человек обвиняют в хищении 2,5 млрд руб. у банка «Восточный». В числе фигурантов – основатель Baring Vostok Майкл Калви, топ-менеджеры инвестфонда Иван Зюзин, Ваган Абгарян, Филипп Дельпаль, экс-глава «Восточного» Алексей Кордичев и гендиректор «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) Максим Владимиров.
По версии следствия, Калви убедил акционера «Восточного» принять у ПКБ акции International Financial Technology Group S.C.A. в счёт долга и вместе с другими фигурантами завысил стоимость ценных бумаг с 600 000 руб. до 2,5 млрд. Обвиняемые не признают вину. По их мнению, возникшая ситуация – следствие корпоративного конфликта с членом совета директоров «Восточного» Шерзодом Юсуповым и Артёмом Аветисяном – другим миноритарием банка.
Из шести фигурантов только двое – Калви и Кордичев – находятся под домашним арестом (изначально они содержались под стражей, но в апреле им сменили меру пресечения).
В июне уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов обращался к председателю СКР Александру Бастрыкину с просьбой изменить меру пресечения ещё одному фигуранту – Дельпалю. Одним из аргументов бизнес-омбудсмена было то, что с обвиняемым уже не ведутся активные процессуальные действия.
3 июля РИА Новости сообщало, что Титов не получил ответа от СКР на просьбу выпустить Дельпаля из СИЗО. 9 июля РБК передавал о продлении ареста Дельпалю до 13 октября.