Весной 2013 года Светлана Пронина* купила новый Range Rover за 6,7 млн руб. в салоне «Юг-Авто Премиум». Продавец установил на авто трехлетнюю гарантию. В 2015 году после небольшой аварии у иномарки сломался двигатель, ремонт не помог наладить его работу. Тогда Пронина попросила официального автодилера ООО «Ягуар Ленд Ровер» заменить ей эту запчасть. Компания отказалась, после чего женщина обратилась в суд с требованием взыскать с ответчика 110 млн руб. с учетом всех неустоек и потребительского штрафа.
Две инстанции удовлетворили требования заявителя частично. Прониной присудили 17 млн руб. В обоснование такого решения суды сослались на выводы судебной экспертизы, в ходе которой специалист лишь по фото сломанной детали определил причину поломки и обнаружил у двигателя производственные недостатки.
ООО «Ягуар Ленд Ровер» не согласилось с выводом нижестоящих инстанций и оспорило его в Верховном суде. ВС указал, что спорное экспертное заключение даже не содержит описания исследования. Суды не оценили доводы ответчика о немотивированности выводов эксперта по этому делу, учитывая, что специалист даже не осматривал лично машину и сломанную деталь, отметила гражданская коллегия (дело № 18-КГ19-73).
Кроме того, нижестоящие суды не стали назначать повторную экспертизу, обратили внимание судьи ВС. Тройка судей под председательством Сергея Асташова отменила все акты нижестоящих судов и отправила дело на новое рассмотрение обратно в первую инстанцию.
Странные решения
В мае некоторые крупные мировые автоконцерны, включая Hyundai, KIA, Mercedes и Jaguar Land Rover, обратились к правоохранителям с заявлением о мошеннической схеме, в которой оказались замешаны представители районных судов Краснодара. Соответствующую жалобу на работу местных судей компании направили в ФСБ, Совет по противодействию коррупции при Президенте РФ, генеральному прокурору Юрию Чайке и в ВККС.
В своем обращении (копия есть у «Право.ru») автопроизводители утверждали, что благодаря решениям Прикубанского, Советского, Октябрьского и Ленинского райсудов по отработанному годами «алгоритму» мошенникам удается взыскивать с производителей по «искам о защите прав потребителей» сумму, в несколько раз (в ряде случаев в девять и более раз) превышающую стоимость нового автомобиля. Большинство дел рассматривают одни и те же судьи, которые отклоняют ходатайства ответчика и удовлетворяют требования заявителей, утверждают представители концернов. Апелляционные жалобы компаний в Краснодарском краевом суде, по их словам, отклоняют.
Как уточнил ранее партнер коллегии адвокатов «Титаренко, Руссков, Улымов» Максим Титаренко, представляющий интересы автопроизводителей, ущерб за несколько лет оценивается в сотни миллионов руб.
ВККС вернула заявителям жалобу на мошеннические схемы взыскания компенсаций в пользу автовладельцев через краснодарские суды. «Ваше обращение подлежит возвращению в связи с отсутствием в нем вопросов, относящихся к компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, определенной ст. 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», – говорится в ответе ВККС, который поступил в Hyundai (цитата по РБК).
* – имена и фамилии изменены редакцией.