Как говорилось в пояснительной записке к документу, сотрудникам аппарата омбудсмена нередко не дают посещать с проверками места лишения свободы по поручениям уполномоченного. В действующем законодательстве не говорится о праве сотрудников рабочего аппарата омбудсмена на посещение мест принудительного содержания при исполнении ими служебных обязанностей.
Это позволяет сотрудникам ФСИН отказывать работникам аппарата в доступе к заключённым и фиксировать нарушения их прав и законодательства в местах лишения свободы. Авторы уверены, что принятие законопроекта создаст надлежащие условия для соблюдения прав и свобод человека.
Документ устанавливает полное обеспечение правовых оснований для посещения как самим уполномоченным, так и его сотрудниками мест лишения свободы, говорится в пояснении. Он также позволит обеспечить более открытую и прозрачную работу уголовно-исполнительной системы.
В августе Общественная наблюдательная комиссия Москвы предложила генпрокурору Юрию Чайке создать на базе надзорного ведомства рабочую группу по защите прав заключённых. По словам Мельникова, заключённые постоянно жалуются в ОНК столицы и других регионов на плохие условия содержания: ненадлежащую медицинскую помощь, некачественное питание, нарушение правил доставки в суды, переполненность СИЗО, плохое санитарное состояние помещений.
Глава Совета по правам человека Михаил Федотов считает, что все места принудительного содержания нужно оборудовать системой видеофиксации. Записи, по его словам, нужно передавать в информационные центры СК, Генпрокуратуры, региональные управления и федеральные центры ФСИН и МВД.