ПРАВО.ru
Процесс
17 октября 2019, 17:06

«Дочка» РЖД проиграла Минтруду и Минфину в кассации

Спор сторон продолжается с декабря 2018 года. Первая, апелляционная и кассационная инстанции отказались удовлетворять требования Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК).

Арбитражный суд Московского округа (АС МО) отклонил кассационную жалобу СЗППК по иску к Минтруду и Минфину на 442,6 млн руб. Такое решение принял судья Сергей Крекотнев (№ А40-317761/2018). 

В 2015 году «дочка» РЖД и Минтруд заключили контракт на 701,6 млн руб., по которому компания обязалась предоставлять социальную услугу по бесплатной перевозке людей.

В 2015-м СЗППК перевезла бесплатно 11,3 млн человек, стоимость этих поездок составила 1,1 млрд руб. Поскольку цена контракта оказалась меньше на 442,6 млн руб., компания посчитала, что понесла убытки, и обратилась в суд. Но деньги ей так никто и не вернул: первая, апелляционная и кассационная инстанции встали на сторону ответчиков. 

Дело в том, что порядок финансирования расходов РФ на соцуслуги гражданам утверждён правительством. Ежемесячно перевозчик передаёт министерству счёт на оплату оказываемых услуг в размере, равном 1/12 от цены заключённого госконтракта. «При этом оплата перевозчику по фактическим расходам нормативным правовым актом правительства не предусмотрена», – уточняется в тексте решения суда первой инстанции.

В мае 2019 года АСГМ отказал в удовлетворении требований, поскольку истец не предоставил убедительных доказательств наличия убытков и их размеров. В августе 9-й ААС не нашёл оснований для отмены этого решения, посчитав, что суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства по делу и правильно применил нормы материального и процессуального права. АС МО отклонил кассационную жалобу СЗППК в четверг, 17 октября. Подробности решения в картотеке арбитражных дел ещё не опубликованы.

У сторон уже был похожий спор, но только в прошлый раз СЗППК пыталась взыскать убытки в 2014 году, возникшие от бесплатных перевозок пассажиров. Обстоятельства те же, но суммы фигурировали другие: цена контракта составляла 718,4 млн руб., стоимость поездок – 1 млрд, сумма предполагаемых убытков – 345,3 млн руб. АСГМ отказал в удовлетворении иска, 9-й ААС и АС МО поддержали это решение, Верховный суд отказался передавать кассационную жалобу для рассмотрения судебной коллегией ВС (№ А40-251353/2017). 

Учредителями СЗППК являются ОАО «РЖД» и правительство Санкт-Петербурга. Компания занимается перевозкой пассажиров в пригородном сообщении по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Мурманской областей, а также Карелии.