Как говорится в пояснительной записке к одному из документов, в действующем законодательстве закреплён порядок прямого участия ЦБ в санации банков. Он позволяет регулятору покупать не менее 75% обыкновенных акций (долей) санируемой кредитной организации. Это сокращает риски, связанные с возможностью неисполнения банком своих обязательств.
Но во время санации банки могут не соответствовать требованиям отдельных нормативных правовых актов в части открытия счетов, выдачи гарантий и поручительств. Это может привести к снижению ликвидности и ухудшению финансового состояния кредитных организаций. Поэтому авторы инициатив предлагают оставить санируемым банкам право предоставлять следующие услуги:
- обслуживание стратегических предприятий и организаций, спецсчетов, на которых осуществляется формирование фондов капремонта;
- выдача поручительств для обеспечения исполнения обязательств застройщиков по передаче жилых помещений дольщикам;
- выдача поручительств по обеспечению таможенных платежей;
- выдача банковских гарантий при государственных закупках.
Кроме того, поправки в Налоговый кодекс предлагают не ограничивать санируемые кредитные организации в возможности выдавать банковские гарантии для обеспечения обязанности по уплате налогов.
Совет директоров ЦБ будет вправе принять решение о непрерывности работы санируемого банка. Принятые законопроекты также уточняют порядок реализации акций (долей) и имущества, приобретённых во время предупреждения банкротства банков.
«Изменения предоставят Банку России большую гибкость в выборе способа продажи с учётом спроса потенциальных инвесторов. Осуществление любого из предоставленных законом способа продажи будет максимально прозрачным для участников рынка», – отмечал заместитель председателя Банка России Василий Поздышев (цитата – сайт ЦБ).