Во вторник, 17 декабря, нижняя палата парламента приняла в первом чтении законопроект о сроке ареста имущества третьего лица в уголовном деле. Документ разработали в целях реализации постановления Конституционного суда от 17 апреля 2019 года № 18-П.
Действующее законодательство предусматривает: если в уголовном деле есть гражданское, то суд вправе наложить арест на имущество, чтобы обеспечить материальные требования. Это может быть и имущество третьих лиц – тех, кто не является обвиняемым или по закону не несёт материальную ответственность за свои действия. Причём арест может сохраняться и после вступления в силу приговора по уголовному делу. Весной 2019 года КС признал неконституционными нормы, которые позволяют сохранять арест после приговора.
Чтобы исправить ситуацию, правительство предложило поправки в УПК, из которых следует: имущество третьего лица можно арестовать лишь на время «уголовно-процессуальных отношений, связанных с расследованием и разрешением данного дела».
«Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит привести положения УПК в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда», - говорится в пояснительной записке.
Старший партнёр Андрей Гривцов положительно оценил законопроект. По его мнению, это только одно из последствий более глобальной проблемы – необоснованных арестов имущества третьих лиц по уголовным делам. Они стали массовыми, хотя ч. 3 ст. 115 УПК позволяет накладывать их только в исключительных случаях. Гривцов предлагал решить проблему с помощью законодательных изменений. «Ст. 115 УПК надо дополнить положением, что арест имущества третьих лиц возможен лишь в одном случае – если оно передано третьему лицу в результате преступных действий, описанных в постановлении о возбуждении уголовного дела или постановлении о привлечении в качестве обвиняемого», - сообщал «Право.ru» эксперт.