Заповеди советского права*
Рождение и смерть СССР связаны с последними днями декабря: рождение – 30 декабря 1922 г., смерть – 26 декабря 1991 г.
После войны СССР достиг пика своего могущества. Поучаствовав в судьбе мироустройства, страна увеличила территорию. Продолжив всеобщий контроль над своими гражданами, государство добилось грандиозных успехов на международном уровне, став одним из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН (с правом вето на решения). Но время идет. Сталин умер (1953), а в 1961 г. его тело вынесли из мавзолея.
Период «оттепели» следует признать переломным моментом в истории СССР. Именно в это время подспудно начались процессы, значительно изменившие советское общество. Причиной им были отнюдь не столько разоблачение культа личности Сталина или конкретные ошибки советского руководства того времени, а главным образом усиление влияния двух глобальных мировых процессов – ускорения научно-технической революции и Второго демографического перехода.
Противостоять этим процессам было невозможно. Их можно было только учитывать. Однако советское руководство, зашоренное догмами марксизма-ленинизма и считавшее все гуманитарные знания, не вписывающиеся в жесткие рамки диалектического материализма[1], ересью, не замечало, да и не хотело замечать эти явления.
Демографический переход от высокой рождаемости и высокой смертности к низкой рождаемости и большей продолжительности жизни означал неминуемое сокращение трудоспособного населения. Для советского народного хозяйства с его низким уровнем производительности труда, а потому все увеличивающимся количеством занятого в производстве населения это было смерти подобно.
Попытки противостоять этой тенденции путем улучшения жилищно-бытовых условий населения посредством массового строительства дешевого жилья привели скорее к обратному результату. Да и извечную жилищную проблему они не решили.
Повышать производительность труда путем освоения достижений научно-технической революции советской экономике мешал ее плановый характер. Трудно представить, как можно включить в план производство некоего инновационного продукта, о котором еще никто не знает. А то, что не включено в план развития народного хозяйства, априори лишено финансирования, обеспечения материальными фондами и фонда заработной платы. Да и планирование в отсутствие какой-либо конкуренции между производителями осуществлялось от достигнутого – к объему произведенной продукции в прошлом году просто добавлялся некоторый процент. Так что инновационные технологии в основном закупались за рубежом. Технологическое отставание страны от передовых стран было запрограммировано самой природой социалистической экономики.
Одной из главных причин демографического перехода стала урбанизация – резкое увеличение процента городского населения, которое в начале 60-х стало превышать сельское. А это повлекло сдвиг культуры населения от преимущественно крестьянской к городской и полугородской, для которых характерно стремление к престижно-статусному потреблению.
Нельзя сказать, что советское руководство не стремилось удовлетворить «все возрастающие потребности населения». Однако дальше громогласных обещаний дело не шло, поскольку перекос советской промышленности в сторону производства средств производства не позволял выпускать товары народного потребления в необходимом ассортименте и количестве при соответствующем качестве. Лидирующее положение в списке предметов престижно-статусного потребления заняли опять-таки импортные товары.
Убедившись, что советская власть не способна соответствовать их чаяниям, люди постепенно стали брать дело в свои руки. Стала возникать теневая экономика, основанная прежде всего на хищении социалистической собственности. Возникли неформальные трудовые отношения.
Эти социальные и культурные изменения в корне изменили в свою очередь ценностную ориентацию значительной части населения. Заповеди марксизма стали теми императивами, которые вроде бы все признают, но следовать которым мало кто хочет. При этом представления руководства о подведомственном обществе все больше напоминали утопические фантазии, в которых советские люди стройными рядами бескорыстным трудом все приближают и приближают светлое будущее человечества, приумножая социалистическую собственность и строя коммунизм.
Советское право, основанное на все тех же марксистко-ленинских заповедях и оторванное от общества, регулировало сложившиеся в стране отношения лишь отчасти, отрицая право на существование теневого рыночного капитализма и других аналогичных язв общества, существуя в модальности долженствования, а не неприглядной реальности. Этот постоянно увеличивавшийся разрыв между должным и сущим все больше отделял в сознании людей понятие «закон» от понятия «справедливость».
Изгнав из Кремля последнего возмутителя спокойствия – Хрущёва, партийно-советская бюрократия наконец-то смогла впасть в золотой сон бесцельного функционирования, просыпаясь раз в пять лет, чтобы на очередном съезде КПСС рассказать о своих нечеловеческих усилиях по улучшению жизни населения и наобещать куда более грандиозных успехов. Ее восприятие действительности утрачивало адекватность, порождая все новые поля напряжения в обществе.
В конце концов советская экономика не выдержала этого напряжения и окончательно лопнула, сметя с полок магазинов практически все товары, особенно продукты питания. Вместе с Советским Союзом рухнула и Мировая система социализма.
Заповеди марксизма-ленинизма, сформулированные в Моральном кодексе строителя коммунизма, равно как и основанные на них заповеди советского права, вкратце можно сформулировать следующим образом:
– криминализация некоммунистической идеологии, любых рыночных отношений, тунеядства и стяжательства;
– полное отрицание частной собственности, доминирование государственной собственности, ограниченная личная собственность только для потребительских целей, плановый характер экономики;
– совхозно-колхозная форма организации сельского хозяйства, государственный контроль над личным подсобным хозяйством на селе, садово-огородными кооперативами городских жителей;
– всеобщая трудовая обязанность, жесткое госрегулирование трудовых отношений;
– государственный контроль в сфере семейных отношений и воспитания детей;
– государственное финансирование строительства и содержания жилых домов.
Постепенно заповеди Морального кодекса, да и во многом само советское право, стали памятником истории. Памятник этот нам надо знать, понимать его возникновение и развитие, положительные и отрицательные стороны. В конце концов, мы почти все оттуда…
[1] Например, политология, социология, культурология, аксиология, демография и т.д.
*Правки к публикации сделаны автором. Публикуется с согласия издательства "Статут"