Во время сессии Петербургского международного экономического форума, которая была посвящена международному коммерческому арбитражу, генеральный директор «Сервисного центра FESCO» Денис Лебедев подчеркнул: арбитраж — это безальтернативный способ разрешения международных споров в текущих условиях. И бизнес все чаще обращается именно к нему, потому что арбитражное решение можно исполнить и в недружественной юрисдикции. Но сегодня российские государственные суды часто признают исключительную юрисдикцию, что мешает исполнению решений.

С недавнего времени в российском законодательстве появилась возможность почти любой спор перенести в государственный суд. Но получив такое судебное решение, мы сталкиваемся с ситуацией, когда мы просто не можем его исполнить. То есть решение есть, а практическое значение от него нулевое.
На эту же проблему обратила внимание и управляющий партнер Татьяна Невеева: российская юрисдикция становится не проарбитражной с учетом текущей практики применения ст. 248.1 АПК. В ответ на это заместитель председателя МКАС по спортивным спорам Вадим Чубаров напомнил о деле Certhon Projects против российской компании «Гешефт» (№ А32-25587/2024). В нем МКАС вынес решение в пользу нидерландской компании. На первом круге суды отказались признавать и исполнять решение, но после разъяснений кассации АС Краснодарского края выдал исполлист.
Кроме этого, Чубаров рассказал о Национальной модели условий ведения бизнеса, которую презентовали во время одной из сессий ПМЭФ. В рамках этой модели есть 11 рабочих групп, одна из которых посвящена исключительно спорам и там признают проблему со ст. 248.1 АПК. По словам Чубарова, эта группа уже разработала около 40 предложений, включая часть с изменением законодательства, чтобы вернуть проарбитражный подход в деятельность государственных судов. Одна из инициатив предлагает отказаться от экзекватуры в отношении решений восьми арбитражных учреждений. «То есть у решения будет сразу характер исполнительного документа», — разъяснил Чубаров.
Дополнительно он прокомментировал недавний отказ Высшего земельного суда Штутгарта признавать и исполнять решение МКАС в Германии из-за санкций ЕС. Зампред МКАС по спортивным спорам напомнил, что это не впервые: подобный случай был и в Литве. Но Чубаров обратил внимание, что это решение означает лишь приостановку исполнения до отмены санкций ЕС. Должник все равно обязан вернуть аванс, а обязательства по приведению в исполнение арбитражного решения МКАС остаются в силе. При этом 80% решений МКАС исполнялись в иностранных странах. Среди них не только дружественные Белоруссия, Китай, Кения и Малайзия, но и США, Великобритания, Германия, Польша, Япония и другие недружественные юрисдикции.