ПРАВО.ru
Законодательство
16 марта 2020, 18:55

Конституционный суд одобрил поправки в Основной закон

КС признал законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» соответствующим Основному закону.

16 марта Конституционный суд опубликовал заключение по поправкам в основной закон, законопроект о которых ранее подписал президент.

Запрос на заключение направил в КС сам Путин. Помимо содержания самих поправок, он просил суд оценить положение, по которому подписанный президентом закон вступает в силу только после одобрения на общероссийском голосовании.

КС не стал оценивать, как это положение соотносится с законом № 33-ФЗ от 1998 года, но отметил, что положение закона о вступлении в силу остальных его частей уже действует и является более приоритетным. Суд указал, что дополнение процедуры по внесению изменений в Конституцию всеобщим голосованием соответствует принципу народовластия. При этом отсутствие требований к минимуму явки КС не счёл противоречием, поскольку речь идёт об изменениях в действующей Конституции, а не о принятии новой (что требует явки не ниже 50% избирателей).

КС указал, что такие нормы как признание детей приоритетом госполитики, утверждение русского языка как языка государствообразующего народа и т.д. не противоречат 1-й и 2-й главам Основного закона, так как являются неполитическими и внеклассовыми и не носят партийный характер. Правопреемство России по отношению к СССР является основанием её суверенитета и, как указано в заключении, включение этого положения в текст Конституции конкретизирует её положения. Упоминание Бога не нарушает светского характера государства, поскольку не соотносится с какой-либо конфессией и только напоминает о важности религиозной составляющей в развитии российской государственности, считает КС.

Положения о защите семьи и определении брака как союза мужчины и женщины не противоречат обязанности государства не допускать вторжения в частную жизнь и дискриминации по мотиву сексуальной ориентации, считает КС; они отражают сформировавшиеся общественные нормы, имманентно предназначенные для сохранения человеческого рода, и не направлены на ущемление чьих-либо прав.

Гарантии индексации пенсий и других социальных выплат, которые поправки закрепляют в Основном законе, отвечают позиции КС и статусу Российской Федерации как социального государства, закреплённому в 7-й главе Конституции. То же относится к положениям о МРОТ на уровне прожиточного минимума и формировании пенсионной системы на базе солидарности поколений.

Положения о несоблюдении решений межгосударственных органов и международных судов, если они противоречат Конституции, подразумевает выработку конституционно приемлемого способа исполнения международных договорённостей, а не отказ от них.

В вопросе об изменениях, касающихся функционирования и взаимодействия органов власти, КС сослался на преамбулу Основного закона, которая провозглашает гражданский мир и согласие как основную цель, а также на положения о правом и федеративном характере российского государства. Суд указал, что нововведения должны служить этой цели и соответствовать этим принципам; при этом он отказался оценивать сравнительную эффективность разных форм организации органов власти.

КС указал, что разделение властных органов на подчинённые президенту и правительству соответствует сложившейся практике и придаёт ей легитимность; при этом принципе разделения властей не нарушается. Хотя поправки увеличивают число членов Совета Федерации, которых назначает президент, у представителей субъектов РФ всё ещё явное численное преимущество, и тем самым, как считает суд, сохраняется принцип федеративности. Изменения в порядке формирования правительства и выражении ему недоверия Госдумой способствует сохранению системы сдержек и противовесов разных ветвей власти, говорится в заключении.

Назначение прокуроров субъектов РФ президентом по представлению Генпрокурора не нарушает принципов федеративности, поскольку, как указывает КС, этот принцип не предполагает обязательного участия субъектов РФ в формировании органов федеральной власти, включая прокуратуру.

Ограничения для лиц, занимающих высшие госдолжности, в частности, запрет на иностранное гражданство и вид на жительство, отвечают конституционным принципам суверенитета и независимости России, отметил суд. Запрет для президента занимать должность в течение более чем двух сроков (а не двух сроков подряд, как в нынешней редакции) призвано гарантировать сменяемость власти. Положение об обнулении сроков президентства после введения этой поправки КС рассматривает как переходную меру. Суд также указал, что тут речь идёт о балансе между демократическим принципом сменяемости власти и связанных с этим ограничений и принципом народовластия, который подразумевает право граждан поставить во главе государства наиболее достойного, по мнению народа, кандидата. Такие компромиссные решения компенсируют, как указал суд, другие институты, в частности, многопартийная система, развитый парламентаризм с реальной политической конкуренцией и эффективное разделение ветвей власти.

Поэтому, заключил КС, важно, что поправки расширяют возможности Федерального Собрания и укрепляют позиции Госдумы, поскольку сокращают возможности для её роспуска.

Относительно данного в 1998 году определения КС о том, что Основной закон не допускает выдвижение на пост президента более двух сроков подряд, суд разъяснил, что оно было основано на действующей редакции Конституции. Так как в этом определении нет ссылок на её 1-ю и 2-ю главы, поправки могут изменить те положения, которыми руководствовались судьи ранее.

Принцип единства публичной власти, который вводят поправки, не закреплён прямо в 1-й главе Конституции, но, как считает КС, по смыслу из неё следует. Включение в эту систему органов местного самоуправления оправдано категорией «государственности». Сам КС и ранее неоднократно указывал на единство публичной власти и необходимость взаимодействия властных органов разных уровней. Функциональное единство не исключает самостоятельности органов самоуправления в рамках их полномочий.

Таким образом, Конституционный суд пришёл к выводу, что ни содержание поправок, ни порядок их принятия не противоречат положениям Основного закона. Если граждане поддержат их ходе голосования, которое назначено на 22 апреля, изменения в Конституцию вступят в силу после подведения его итогов.