ПРАВО.ru
Практика
9 июня 2020, 10:50

Коллекторы предлагают передавать им жалобы должников

У коллекторских агентств будет 30 дней на то, чтоб решить проблемы их клиентов.

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) предлагает доверить рассмотрение и урегулирование жалоб, которые не связаны с угрозой жизни и здоровью, самим коллекторам. Письмо с такой инициативой организация направила в Министерство юстиции и Федеральную службу судебных приставов (ФССП), сообщает РБК.

Согласно предложению НАПКА, надзорный орган будет передавать жалобы граждан на негрубые нарушения самим коллекторским агентствам. У них будет 30 дней на то, чтоб урегулировать конфликт. Если за это время клиент отзовёт свою жалобу или не подаст новую, то штрафы, отзыв лицензии и иные санкции агентству грозить не будут.

Таким образом, считает НАПКА, надзор будет ориентирован на то, чтоб защитить интересы клиентов, а не наказать коллекторов. При этом все жалобы, связанные с угрозой жизни, здоровью и имуществу, продолжат рассматривать приставы.

Президент НАПКА Эльман Мехтиев отметил, что в минувшем году ФССП признала обоснованными только 11,4%. В большинстве случаев речь идёт о случайных недоразумениях, и проблему можно решить очень быстро, но нынешний порядок требует от госорганов проводить индивидуальную проверку по каждой жалобе. Предложение НАПКА должно ускорить решение конфликтов и одновременно разгрузить надзорные органы и суды.

Генеральный директор Первого коллекторского бюро Павел Михмель отметил, что такую систему применяют в США, и там лишь в 30% случаев поступают повторные жалобы.

Кроме того, НАПКА предлагает прописать в законе «О взыскании» понятия «личная встреча» и «голосовое сообщение». Эти термины позволят систематизировать судебную практику и уточнить запреты со стороны ФССП при нарушениях.

Также коллекторы хотят получить право передавать информацию о должниках без их согласия операторам мобильной связи и почтовым службам. Сейчас контактные данные граждан под защитой закона о персональных данных.

Эксперты, которых опросило издание, по-разному оценили инициативу НАПКА. Председатель ассоциации «Банкротный клуб» Юрий Зайцев считает, что такая процедура только удлинит рассмотрение жалоб и откроет возможности для злоупотреблений со стороны коллекторов. Партнёр юрфирмы НАФКО Павел Иккерт не считает, что коллекторским агентствам нужно будет специально замалчивать какие-то жалобы, так как большинство из них в любом случае не содержат признаков административного правонарушения. От предложенных НАПКА измененйи выиграет, по мнению юриста, в первую очередь ФССП. Глава проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева предложила позволить финансовому омбудсмену рассматривать жалобы на коллекторов, как это уже делается со страховыми компаниями и МФО. По её мнению, это ускорит реакцию на жалобы и одновременно разгрузит госорганы.